Сергей Майер — бригадир основного производства агрегатов АНО ЛПЦ-3, член цехового комитета и общественный инспектор по ТБ. По мнению Сергея Романовича, главное в его работе и общественной деятельности – умение найти общий язык с людьми. Тем более что стимулов у людей почти нет, и комбинат уже не тот, что прежде. Когда–то он был оплотом стабильности, а сейчас люди не знают, каким будет завтрашний день.
|
— Сергей Романович, наверное, какие-то стимулы все-таки есть, но, возможно, они не действуют так, как нужно?
— Если говорить о том, что предлагает администрация, — это дополнительные дни к отпуску и премии для общественных инспекторов , небольшие доплаты стюардам. Причем, стюардом может стать любой человек, сроком на один месяц. Потом на его место приходит другой. Если говорить в целом, у людей сейчас нет такого настроения, как раньше. Тем более каждый год идут сокращения, и штат постоянно уменьшается. Многие делают то, что необходимо, «на автомате» – надо идти на работу — идут и работают. Раньше коллективы были разновозрастными, а сейчас молодежи практически нет. Остаемся только мы, со своим опытом и соответствующим отношением к жизни.
— То есть скептическим? Молодым это не свойственно?
— У них больше энтузиазма, им хочется быстрее понять свою работу, что-то новое узнать, сделать. Какие-то стимулы у них еще есть. И нам, опытным работникам, было бы с ними интересней, мы могли бы друг друга уравновешивать.
— Вы долгое время в профкоме, наверное, знаете, чего сейчас не хватает людям, и чего они, к примеру, ждут от профсоюза.
— Сейчас самый популярный вопрос — когда вернут 25% зарплаты? То есть в том, что касается всего первостепенного – проблем с зарплатой, спецодеждой, состоянием душевых, питанием, люди ждут участия профкома. Ну, и с распределением путевок. Как бы профком не старался, разделить так, чтобы хватило всем, не получается.
— По поводу зарплаты – людей больше беспокоит отсрочка или неопределенность ситуации?
— Многим людям просто непонятно, что происходит. Они не знают, чего ждать еще. Совсем недавно говорили, что денег хватит даже на 13-ю зарплату, а тут такая ситуация с январской. Конечно, для людей это был шок. В профком начали звонить, просить разъяснений. Потом начали сомневаться – а не разделят ли так же 13-ю зарплату? Многие на нее рассчитывают, строят определенные планы. Проблема еще в том, что большинство металлургов сейчас живут от зарплаты до зарплаты, и их даже больше выручают кредиты, чем получка. Но с кредитами нужно вовремя расплачиваться, чуть задержишь – набегают проценты. Поэтому люди очень сильно волнуются, когда зарплату задерживают или дают по частям.
— Вы говорите, люди ждут разъяснений. Это помогает, если люди, что называется «взвинчены»?
— Говорить с людьми надо всегда и помногу. Это я могу сказать и как общественный инспектор по ТБ. Я, к примеру, не считаю, что должен обязательно наказать человека, если найду какое-то нарушение с его стороны. Лучше предупредить его о том, что может случиться, если он что-то сделает не по правилам. И, конечно, показать на собственном примере, как должно быть. Я, как только пришел на комбинат, взял за правило содержать свое рабочее место в порядке. И сейчас, когда делаю обходы, сразу замечаю, если что-то где-то не так. Может, поэтому люди слушают меня достаточно внимательно. Обычно повторных нарушений не бывает.
— Сейчас много говорят о том, что на людей не действуют убеждения, они выслушивают информацию о реальном несчастном случае, и через короткое время сами нарушают ТБ.
— На что-то эти люди надеются. Переоценивают свои возможности или недооценивают степень риска… Но, на мой взгляд, несчастные случаи сегодня имеют прямую связь с недоштатом. Людей не хватает, и, соответственно, определенные операции выполняются не так, как надо. К примеру, в нашем отделении оператор какое-то время работает с аппаратчиком на пару, но потом он опускается вниз, в подвал, и остаются поодиночке, хотя это запрещено. Оператор, к примеру, не имеет права один заряжать рулон, но он это делает.
Еще одна проблема – нехватка запчастей и недостаток ремонтов. Наше оборудование работает с конца 80-х годов, последний капремонт второго агрегата был в 2009-м. Кирпичная кладка первого агрегата находится в критическом состоянии, и в любой момент она может обрушиться. Но денег на ремонт не дают. Другой пример – замена газовой разводки. Она забивается нафталином, другими примесями, и поэтому ее периодически надо менять. Но это можно сделать, только когда нам дают людей и запчасти. С последним стало получше, а с людьми по-прежнему очень трудно. Но с газом шутки плохи, может произойти отравление и даже взрыв.
— Ваш собственный настрой сегодня больше позитивный или негативный? Вы планируете остаться на комбинате, в городе, или, может, что-то измените в своей жизни?
— Скорее, выберу комбинат и этот город. Все мои дети – их у меня семеро – в Темиртау, все они устроены в жизни. С нами живет только дочь — школьница. Каждый год мы ездим к родным, в Бурятию, Красноярский край. Природа там хорошая, но заработки у людей упали, и стабильности также, как и у нас, нет.
Из трудовой биографии Сергея Майера:
Родился в селе Молодецкое, недалеко от Темиртау. Учился в ГПТУ-202 на термиста. Потом ушел в армию.
После армии устроился в ЛПЦ-3 оператором. Через полтора года перешел на колпаковую печь загрузчиком, с 1986 года — на агрегат АНО термистом. Шесть последних лет работает бригадиром.
Наталья Прончатова