Пока мы готовились к встрече с респондентом, попросили председателя профкома аглодоменного производства Бориса Ляшенко вкратце разъяснить, что представляет собой работа бункеровщика, уж очень грозно звучит название профессии для хрупкой женщины. Борис Анатольевич подтвердил: несмотря на то, что процесс механизирован, ручного труда с лопатой в повседневной работе бункеровщиков хватает: постоянно образуются просыпи, конвейер-то длинный, и пока материал передвигается, он сдвигается к краям… Бункеровщики грузят материалы, предназначенные для доменных печей, в бункера. Они, передвигая конвейера — так называемые автостеллы, выгружают тот материал, который им указан в задании: кокс, руду, агломерат… Также бункеровщики занимаются отходами, которые остаются после отсеивания на «грохотах, маршруты отписывают – что и куда идет из доменного цеха… В общем, работы хватает.
Но изначально Лариса Николаевна Ковтун выбрала другую профессию: отучившись в 138-м училище на крановщицу, пришла на работать на ШПУ.
— Тогда ШПУ был отдельным участком, в состав доменного цеха еще не входил, оъединили их позже. — рассказывает Лариса Николаевна. – А занимались мы на начальной стадии работы тем, что шлак, который шел с доменных печей, загружали в вагоны.
Но машинистом крана она отработала недолго — в 1984 году перешла работать в доменный цех бункеровщицей, где и трудится по этой специальности по сей день. Лариса Николаевна поясняет, что, после того, как хороший, крупный кокс и агломерат загружают в печь, оставшуюся мелочь «грохота» отсеивают в бункера, из которых бункеровщики «вытрушивает» ее в вагоны. Несмотря на то, что физической работы им с напарницей хватает, главной сложностью Лариса Николаевна считает на это, а ответственность своей работы, ведь все операции нужно сделать вовремя. А обслуживает бункеровщики все печи доменного цеха, сейчас — три, а после запуска после ремонта еще одной подконтрольное «хозяйство» расширится до четырех печей.
Воспоминая, как она первый раз попала на завод, когда пришла на практику от училища, рассказывает:
— Хоть и молодая совсем тогда была, но страшно не было, несмотря на то, что впервые на такое серьезное предприятие попала. Высоты я не боялась, да на ШПУ и краны на сравнительно небольшой высоте работают. Например, в доменном цехе на печах краны выше.
Начинающему в любой работе гораздо проще и в коллектив вжиться, а азы мастерства постигнуть, если есть хороший наставник. С особой благодарностью и теплотой Лариса Николаевна вспоминает свою наставницу после перевода в доменный цех — Веру Николаевну Свириденко.
— Встретили меня очень хорошо, и сами люди очень хорошие были! Бригада большая тогда была, человек 14, а сейчас нас всего семеро, — рассказывает Лариса Николаевна. – Атмосфера прекрасная была тогда во многих коллективах. Мы, например, всей бригадой ездили в зону отдыха. Жили мы дружно, весело… Сейчас, наверное, времена другие.
Кроме работы, у каждого человека есть и личная жизнь, самые дорогие люди, а для любой женщины это, конечно же, дети.
— У меня есть сын, взрослый уже – работает сварщиком, и маленькая внучка, ей три с половиной годика, — делится Лариса Николаевна.
На вопрос, почему решила пойти учится именно на одну из производственных, металлургических профессий, она отвечает просто: «Захотелось попробовать себя в этой непростой профессии». Сыграло роль и то, что в то время выпускники профильных учебных заведений были уверены в трудоустройстве после получения диплома.
А работать в одном из основных цехов комбината, доменном, Лариса Николаевна считает очень почетным – все-таки, одно из главных звеньев в производственной цепочке! «Даем стране чугун!» — улыбается Лариса Николаевна.
Светлана Логинова