Судьба, закаленная войной и металлургией

В воскресенье, 1 февраля, Иван Власович Лаврик отметил 90-летие. За свою долгую жизнь он пережил многое, судьбой ему было уготовано пройти и фашистскую оккупацию, и концлагеря, и непростые годы послевоенного восстановления, когда ему приходилось и одновременно восстанавливать подорванное лагерями здоровье, и работать на металлургическом комбинате, и учиться в школе мастеров. Но Иван Власович никогда не жаловался, представителям его поколения вообще не свойственно жаловаться на судьбу, наоборот, он считает, что ему многократно повезло – когда выжил в концлагере, уцелел во время бомбежки, и когда ему выдалось стать настоящим профессионалом в одной из самых уважаемых отраслей промышленности – металлургии.

Военные испытания
Родился Иван Власович Лаврик на Украине, в Каменец-Подольской области, Красиловском районе, в селе Кузьмин.
— Сейчас там мало уже родни осталось, время ушло, теперь уже вряд ли кто меня и помнит там… Там, на Украине, меня и застала война, — вспоминает Иван Власович. — Было мне тогда 16 лет. Помню, как через нашу деревню пошли войска – румынские части, танки, машины… В хату зашли и требуют: «Бабка, яйко-млико давай!». Мама плачет, пару яиц нашла – отдала. Потом, помню, как мы с товарищем Мишей ходили на подстанцию, которая поначалу не охранялась, мы проволоку обрывали и светофоры железнодорожные гасли – движение останавливалось. Потом там стали выставлять охрану, а в деревне сельчан предупредили: кто будет что-то портить, тому хату сожгут. Мама плакала, никуда нас не отпускала.
С запада в Красилов шли по железной дороге немецкие военные эшелоны, поэтому любые диверсии строго карались. Однако, местных подростков это не останавливало.
— Пришел ко мне как-то опять Миша, а у него отец на железной дороге работал, и говорит: «Есть ключи, можно пойти, железную дорогу разобрать – и посмотрим, как эти воинские составы дальше пойдут!». А мама моя услышала, опять в слезы, мол, и вас убьют, и хату сожгут. Не пустила нас никуда, в общем, операция наша не удалась.
Потом местных жителей начали угонять в Германию на работу…
— Сосед сказал, что за мной скоро должны заехать и я успел сбежать, спрятаться в степи, но в начале 43-го все-таки поймали и вместе с другими молодыми людьми закрыли в вагон, запечатали, — продолжает рассказ Иван Власович. — Ехали с одной остановкой в Польше, где нас постригли, и отправился поезд в Германию, в пригород Бремена, в городок Блюменталь.
Определелили заключенных на военный завод обрабатывать какие-то детали. Дали напильник, поставили за станок и какой-то старый немец, плохо говорящий по-русски, стал объяснять, как и что делать. Ребята попытались, было, портить детали, но им пригрозили, что повесят. Выхода не было – решили сбежать. Выбрали день, и до подъема вдвоем с товарищем подались в бега. Затемно прошли Блюменталь, Бремен, дальше – в лес. Присели отдохнуть и услышали где-то в лесу паровозные гудки, подумали – железная дорога, значит, можно спрятаться в вагонах и дальше выбраться. А может, если повезет, и на родину… Пошли на звук. Оказалось, в лесу был замаскированный военный завод, окруженный сторожевыми вышками, где работали такие же заключенные. Ребят заметили… Солдаты на двух мотоциклах догнали беглецов, привезли на территорию завода, избили-допросили. Своих заключенных посчитали – все на месте, попытались у ребят допытать, откуда они сбежали, но те молчали. Тогда их отправили в Бременскую тюрьму, затем – в тюрьму в Гамбурге, и потом отправили в гамбургский концлагерь.
Существование в концлагере Иван Власович коротко выразил одним словом: «Это страшно…».
— Там сгорели в крематориях больше 100 тысяч человек! Мне опять повезло, — рассказывает он. – Нас отобрали, тех, кто помоложе, и перевезли в другой лагерь на работу. Там мы и были до конца войны.

Дороги судьбы
Как-то весной 45-го узники лагеря заметили, что охранники в одном месте ограждения разрезали проволоку. Затем к этому проему подогнали вагоны из-под угля и погрузили туда около трех тысяч выживших человек. Куда из везли, люди не знали. Доехали до станции Целле в Западной Германии, там должны были разгрузить, дальше около 18-ти километров пешего пути к конечной точке маршрута, где были уже выкопаны траншеи, возле которых фашисты планировали заключенных расстрелять и потом захоронить, спрятав все следы одного из своих бесчеловечных преступлений. Но не успели – станцию начала бомбить американская авиация. Охрана разбежалась, заключенные выбирались из вагонов и пытались укрыться в лесу. Иван Власович с еще одним беглецом какое-то время прятались в лесу, а когда приехали представители советского командования, бывших заключенных собрали и повезли на родину.
Иван Власович попал в группу, которую отправили на Челябинский металлургический завод, так судьба привела его не только в новый для него город, но и в профессию, которая стала делом всей его жизни. Уже там, в Челябинске, Иван Власович одновременно и восстанавливал здоровье, подточеное скитаниями по фашистским лагерям, и работал газовщиком, и учился в школе мастеров. В коллективе его уважали: истощенный мальчика стойко выдерживал все, стараясь и учиться, и работать, словно восполняя потерянное за годы войны время. Старания не прошли даром, его трудовая карьера складывалась удачно: назначили мастером, потом — начальником смены. Он возглавлял единственную передовую комсомольско-молодежную бригаду челябинского металлургического комбината. А потом судьба приготовила очередной интересный поворот: Ивана Власовича пригласили на Казахстанскую Магнитку, где он достойно отработал много лет, став одним из родоначальников коксохимического производства.

Особое доверие
А приехал он в Темиртау в 1959 году – высококвалифицированного специалиста из Челябинска специально пригласили для работы в коксовом цехе.
Выдача первого кокса была делом высокой степени ответственности, не всякой бригаде доверяли такое дело, не каждый коллектив этой чести удостаивался! К бригаде, выдавшей первый кокс, и отношение в коллективе было другое. А что касается руководителя – у него ответственность повышенная: подготовить персонал, посмотреть, чтобы первая печь, которой предстоит выдавать кокс, была полностью готова. Это самое трудное – выдать первый кокс, надо подготовить весь режим, и вся эта ответственность лежала на Иване Власовиче. Но, как он сам считает, он был хорошо к этому подготовлен, ведь Иван Власович приехал в Темиртау из Челябинска уже опытным специалистом.
— А когда я уже был на пенсии, позвонил главный инженер челябинского комбината – приглашал поехать туда, возглавить коксовый цех. Но, после семейного совета с супругой Клавдией Кузьминичной, я отказался, и не по годам уже было, и дополнительных сложностей переезда не хотелось, — рассказывает Иван Власович.
Кстати, уйдя на пенсию из цеха, Иван Власович дома не сидел, продолжал работать: возглавил городской соцкультбыт, отвечал за вопросы охраны труда и техники безопасности.
В декабре предстоит празднование знаменательной даты – 55-летие выпуска первого кокса, и Иван Власович будет на празднике одним из самых почетных гостей.

Светлана Логинова

Добавить комментарий