Как обычно бывает в школах, к старшеклассникам пришли «агитаторы» — приглашали приходить учиться на машинистов крана, и этот момент стал судьбоносным, Людмила решила: «Ведь это тоже работа на высоте, раз уж не получается поехать учиться на стюардессу – пойду на машиниста крана!».
— В 1973 году я поступила учиться в 138-е училище на машиниста крана, а в 1975 году пришла на комбинат, в ЛПЦ-2, на практику, здесь и работаю по сей день, — рассказывает Людмила Александровна.- После распределения год практиковалась. Кстати, нас, девочек, даже не хотели сюда брать, мол, замуж пойдете, в декреты, а потом у нас машинистов не хватает… Но мы все-таки нашего мастера уговорили, и он нас принял. Правда, мы клятвенно пообещали, что замуж вообще никогда не выйдем и в декрет не пойдем. В общем, он смилостивился и мы начали постигать азы мастерства.
— Как складывалась Ваша трудовая карьера, когда к самостоятельной работе приступили?
— Поначалу я ровно год я была в 4 бригаде с машинистом крана на практике. Потом защитила диплом сразу на 4 разряд и меня оставили на самостоятельную работу в цехе.
С 1975 по 1981 год я работала на постоянной основе, но своего крана не было – текучести кадров у нас не было, на всех кранах были машинисты. Поэтому нас и на ремонты станов направляли — мы за это время их изучили, как свои пять пальцев, и на снегоборьбу, когда нужно было. А спустя время, когда произошел естественный отток машинистов, мне дали свой кран, свое рабочее место – на отгрузке. Это было в 1981 году. И с тех пор я на этом месте, на этом кране работаю. И за все эти годы у меня сложилось исключительно положительное впечталение о моей работе, о коллективе.
— Что, на Ваш взгляд, самое сложное в работе машиниста крана, самое главное?
— Самое главное — при работе на кране помнить, что ты работаешь с людьми. Ведь внизу находятся твои коллеги, поэтому всегда нужно быть ответственной, внимательной. А не просто – подняла, повезла, поставила… Мы работаем в команде, и жизнь людей – превыше всего. Тяжело ли физически… Сейчас стало намного проще, когда стали работать по 12 часов. Потому что, когда работали по 8 часов, было очень трудно – нужно же было успеть выспаться после каждой ночной смены, при работе на высоте человек всегда должен быть отдохнувшим, а тогда это получалось не всегда. Сейчас такой проблемы нет.
— А на какой высоте в Вашем цехе работают машинисты кранов? Вам не страшно?
— Не меньше 10-ти метров, а самое большее — на высоте в 16 метров — работают крановщики в «термичке». Но я высоты не боюсь вообще. Я же говорила, что мечтала стать стюардессой, я и на кране сейчас, можно сказать, летаю – они же у нас быстроходные. Кабины светлые, теплые, в общем, все хорошо.
— Поделитесь первыми впечатлениями, когда Вы попали в цех, на комбинат?
— Когда я пришла на практику, работала на дрессировочном стане, на 120-тонном кране, рулоны там были – по 45 тонн! Помню, при первом подъеме, когда одевала скобу, не получилось у меня… Пришла к мастеру, слезами заливаюсь, он аж испугался! Он спросил, может, я высоты боюсь, я объяснила, что нет. Он говорит: «Тогда не плачь, у всех поначалу так бывает, главное – ты не боишься высоты. А то у нас были такие машинисты – чуть в обморок на кране не падали, из таких никогда не получится крановщик. А ты будешь работать». Мне все равно вначале было страшновато, боялась, вдруг все-таки не получится. Но у нас был такой замечательный коллектив! Все понимали, что молодая, никогда не шумели, не кричали, наоборот, подстраховывали, поддерживали, вселяли веру, что все будет хорошо. И сейчас, когда молодых рабочих присылают к нам на отгрузку на обучение, тоже стараешься вести себя спокойно, терпеливо все объяснять, так как вспоминаются те моменты, когда сама такой же девчонкой впервые пришла в цех. Наставники должны вести себя мудрее.
— Вы считаете, Вам повезло с коллективом?
— Очень! Мне повезло с коллективом с самых первых дней работы. Это был не просто коллектив, а, можно сказать, вторая семья! Мы ведь большую часть времени находимся на работе, поэтому многое зависит от того, с кем рядом ты трудишься. А мы друг друга поддерживали всегда, не только на работе вместе были, но и досуг проводили одной командой. Одним из самых любимых времяпрепровождений были выезды на природу, на Нуру – с детьми, с семьями. Мы и в зону отдыха выбирались, в Белояровку за грибами-ягодами. Я с такой теплой ностальгией вспоминаю те времена… В кругу самых близких людей: родных, коллег, сидим вечером у костра, песни поем под баян… В общем, очень хорошие воспоминания остались.
— Вы в самом начале своего трудового пути пообещали мастеру не выходить замуж и не уходить в декрет. А как потом на самом деле сложилась Ваша семейная жизнь?
— Я вышла замуж, супруг мой работает тоже на комбинате – у него больше 40-ка лет стажа, трудится в кислородном цехе. Наша дочь Ирина тоже выбрала металлургию — окончила КГИУ, сейчас работает специалистом в отделе профессионального обучения KSP «Стил» в Павлодаре, куда они с супругом переехали. Ирина подарила нам двух замечательных внучек!
В следующем году мне предстоит уйти на заслуженный отдых, я отдала заводу не просто более 40-ка лет жизни – я в свою работу вкладывала душу. Пора и отдохнуть! Говорят, что на пенсии человеку с непривычки может быть скучно, но это не про меня, я найду чем занять свое свободное время! Я и сейчас, несмотря на то, что работаю, нахожу время для занятий спортом: бассейн, фитнес-зал… Я вообще веду спортивный образ жизни, еще с юности, когда активно занималась спортом и ездила на соревнования, а теперь, как раз, будет много времени для любимых занятий. Кроме того, я считаю, что пришло время освободить рабочее место для молодых – это естественный процесс. Пенсия для того и дается человеку, чтобы он мог отдохнуть после долгих трудовых лет.
Светлана Логинова