Сразу два смертельных несчастных случая, произошедшие на комбинате за одну неделю, имели большой резонанс, отозвавшийся и в Люксембурге. Для «разбора полетов» корпоративный офис делегировал в Темиртау своих представителей, которые в том числе провели расширенное совещание по вопросам ТБ в целом и последним смертельным несчастным случаям в частности, участие в котором приняли руководство компании АМТ, от директоров до мастеров, и профсоюзные лидеры. |
Причины и последствия
Цель совещания была определена весьма конкретно: обсудить состояние ТБ и меры по обеспечению безопасности рабочих мест, чтобы в перспективе избежать смертельных несчастных случаев. В представленных на встрече презентациях был дан подробный анализ причин произошедших несчастных случаев, а также приведена соответствующая статистика.
В частности, директор по ОТ, ПБиЭ Виктор Кобер сообщил, что с начала года в стальном департаменте произошло 11 несчастных случаев, из них 4 смертельных и 7 тяжелых. Причем, как отметил Виктор Оскарович, каждый из семи тяжелых случаев мог закончиться трагически. Он разбил причины этих несчастных случаев на две категории, первая из которых – неудовлетворительное содержание рабочих мест, неисправность и ненадежность технических средств безопасности – ограждений, сигнализации, аварийного отключение…
— Подтверждение этого – те случаи, которые у нас произошли, — отметил Виктор Кобер. — В частности, 18 апреля, когда машинист конвейера проникла в опасную зону конвейера, она была затянута лентой, произошел смертельный случай. Существующие ограждения не соответствовали правилам, и только после того, как произошел смертельный несчастный случай, все было приведено в соответствие. И, к сожалению, это не единственный пример, подтверждающий, что руководители не выполняют своих обязанностей в части содержания в исправном состоянии оборудования. 5 числа в конвертерном цехе погиб молодой рабочий, он был зажат между бугелем шлаковоза и колонной, зазор между которыми составлял порядка 150-ти миллиметров. После несчастного случая отбили настылы на колонне, зазор увеличился до 350-400 миллиметров, если бы это сделано до несчастного случая, возможно, человек остался бы жив. Кроме того, после несчастного случая сделали звуковую сигнализацию, чтобы было слышно, когда передвигается шлаковоз. Это пример, когда мы приняли меры после того, как погиб человек. Еще один случай, не закончившийся смертельным исходом – в сортопрокатном цехе резчик упал с высоты 4,5 метра. Причина – оставили не огражденным проем, и уже после несчастного случая сделали временное съемное переносное ограждение. Все это свидетельствует о том, что мы формально проводим аудиты, формально проводим оценку имеющихся рисков, поэтому и имеем такие результаты.
Следующая причина, которую Виктор Кобер назвал в числе причины несчастных случаев – это недостаточное соблюдение правил ТБ персоналом. В частности, 8 августа произошло ДТП, в результате которого погиб водитель УАТ. А причиной происшествия стало то, что водитель не снизил скорость в условиях неудовлетворительной видимости в тумане.
Виктор Кобер привел в пример последний смертельный несчастный случай:
— К работе на ТЭЦ-2 была привлечена по контракту подрядная фирма ТОО «Авега-Казахстан». Согласно плану, работы должны проводиться с применением автовышек, люлек, кранов, то есть персонал не должен был лазить по этим конструкциям. Но резчик этой организации поднялся по конструкциям на высоту 25 метров, при неизвестных обстоятельствах упал оттуда, получил смертельную травму.
За 19 лет на комбинате погибли 23 металлурга
Как сообщил исполнительный директор АО «АМТ» Иво Хмелик, за 19 лет работы компании «АрселорМитттал» в Темиртау на комбинате произошло 23 смертельных несчастных случая. Г-н Хмелик выразил надежду, что удастся совместными усилиями выработать такие правила и создать безопасные условия труда, чтобы люди больше не погибали на производстве и к 20-летнему юбилею можно было сказать, что работать на комбинате безопасно.
— Нужно сделать так, чтоб вы, мастера, руководители, никогда не ходили к семьям погибших с вестью, что их близкий человек не придет домой, — подчеркнул Иво Хмелик. — Один человек, директор по ТБ, не может быть везде, начальники цехов не могут быть везде. Но вы, мастера, на рабочих площадках ежедневно, я хочу, чтобы вы это поняли и чтобы мы все над этим работали. Каждая идея, которая может спасти жизнь – приветствуется.
Генеральный директор АО «АМТ» г-н Махадеван в своем обращении к участникам встречи подчеркнул, что нельзя разделять рабочих на «наших» и подрядчиков:
— Когда они заступают на территорию комбината, они все становятся нашими людьми. Пока мы сами не изменим свой менталитет, свое поведение, мы не сможем заставить тех, кто зависит от нас, изменить свое поведение в сторону безопасности, так как у них у каждого есть семьи, и мы ответственны за каждого человека, которого нам доверяют семьи. Наша цель – чтобы не было смертельных несчастных случаев и несчастных случаев вообще.
С подрядчиков нужен спрос!
Председатель Профсоюза Металлургов «Жактау» Виктор Щетинин отметил, что в этой работе главное – психологически перенастроить человека, ведь каждый про себя думает: «Это случится не со мной, а с кем-то…».
— Вот это нужно изменить! И второе, что я хотел сказать: отрадно, что наконец-то заметили роль мастеров, их значимость, пришли к пониманию, что мастера – не последние люди на производстве, — подчеркнул Виктор Петрович. — Но, к сожалению, боюсь, что та политика, которую проводит у нас служба персонала, может привести к тому, что через некоторое время мы вообще без мастеров останемся. Ведь у нас был хороший институт старших мастеров, но мы его «благополучно» ликвидировали. Служба персонала считает, что у нас много инженерно-технических работников, а следующий этап – мастера… Боюсь, с такой политикой останемся и без мастеров. Также мне хотелось бы сказать в отношении подрядчиков: сейчас прозвучало, что надо больше уделять внимания подрядчикам, но я думаю, что больше внимания уделять, чем на сегодняшний момент это делают наши ИТР, просто невозможно! Такое внимание с одной стороны подрядчиков даже расхолаживает.
Виктор Петрович привел пример: когда руководство комбината и профкома разбирало смертельный случай на ТЭЦ-2, пришли к выводу: это здание от ТЭЦ-2 находится за 2-3 километра, то есть ИТРовца поставить туда следить за подрядчиками физически невозможно.
— Как выяснилось в беседе с начальником участка этой подрядной организации, он видел, что человек залез на эту конструкцию, он сказал, что снизу крикнул рабочему слезть, развернулся и пошел, — рассказал Виктор Щетинин. — Он посчитал, что свою роль он выполнил – предупредил человека, а слезет тот или нет – это уже его проблемы. Я считаю, что с подрядчиков тоже нужно строго спрашивать, а не только с наших инженерно-технических работников. Я не удивлюсь, если сейчас выйдет приказ, по которому крайними опять останутся наши ИТР с формулировкой «осуществляли слабый контроль за работой подрядных организаций». Да, надо контролировать подрядчиков, они тоже должны нести ответственность!
Светлана Логинова