Эти люди, ветераны мартена, не просто отработали на одном производстве десятки лет, они вложили в свое дело частичку собственной души, посвятили металлургии большую часть жизнь. Их воспоминания полны теплой ностальгии, о тех славных годах работы в мартене они вспоминают со слезами на глазах. Жаль, правда, что появляется в рассказе и горечь обиды – в честь так ожидаемого ветеранами-металлургами 70-летнего юбилея выпуска первой казахстанской стали каких-либо празднований в городе металлургов не планируется… |
А 70 лет назад это было событие из числа стратегически важных, причем в масштабах огромного союза – шла война и страна остро нуждалась в стали. Поэтому запуск 31 декабря 1944 года в работу первой мартеновской печи Казахского металлургического завода воспринимался действительно, как праздник! Поздравительную телеграмму тогда прислал даже сам Сталин.
Этому событию предшествовал монтаж эвакуированного из Украины завода на новом месте, в поселке Самаркандском. А будущие казахские сталевары изучали тонкости профессии в Днепропетровске и Магнитогорске. Поэтому и уровень мастерства у них был максимально высоким! Рассказывая о своих предшественниках, металлург с 40-летним стажем Николай Павлович Пронозов с гордостью перечисляет фамилии именитых сталеваров из «старой гвардии», многие из которых носили звание Героев социалистического труда: Е. Байгазиева, А. Ворожейкина, П. Бакулина…
— Петр Васильевич – это вообще был сталевар от Бога! Ветеран войны, героический человек, — делится воспоминаниями Николай Павлович. — Во время войны он был водителем, вез снаряды и когда мина попала в кузов его грузовика, чтобы спасти боеприпасы, он заехал в реку, но машину с ценным грузом не бросил. Он был сильно ранен тогда, долго в госпитале пролежал, был награжден орденом «За отвагу». Вот такие люди у нас работали! Он был сталеваром, слив металла производил, мне довелось с ним работать на печи 10 лет, и я горжусь, что мне довелось трудится рядом с такими людьми! Например, начинал я подручным сталевара под руководством самого Аргына Жунусова!
А пришел Николай Павлович на завод в далеком 1964 году. До он служил на флоте, и на его корабль прибыла делегация – агитировать ехать на работу на Казахстанскую Магнитку. Какое же поколение это было! Он, коренной ленинградец, не поехал в родной город, и северной российской столице предпочел далекий, неизвестный для него казахстанский край. На тот момент у Николая Павловича уже был за плечами нижнетагильский техникум. А по приезду в Темиртау он начал свою трудовую деятельность подручным сталевара, потом перешел на завалочные машины, где отработал 12 лет.
— А затем меня избрали в профсоюз, председателем цехкома, и этой работе я посвятил последующие 8 лет, — рассказывает Николай Павлович. — Работы много в те годы было: большая стройка в Старом городе началась, жилые дома строили – целый квартал для работников нашего предприятия, тогда было выделено около 150-ти квартир работникам цеха. Активное участие принимал в строительстве зоны отдыха, парка «Восток»… И хотя я в общем-то был металлургом, а не строителем, но пришлось во всех этих проектах принимать участие. Но это было очень интересно! Потом бассейн решили строить – меня с ребятами туда перебросили. А после профсоюзной работы вернулся на производство и еще 20 лет отработал мастером в своем цехе. Общественной работы никогда не боялся, членом избирательной комиссии был, дважды избирался депутатом городского совета. Вел работу по охране окружающей среды.
Рассказывая о своем родном мартеновском производстве, Николай Павлович и его коллеги как-то спокойно говорят о тяжелых условиях работы – тогда все это воспринималось с оптимизмом. Поколение, пережившее войну или чье детство пришлось на годы военного лихолетья, было более терпеливым, с благодарностью относящимся к самой возможности жить и работать в мирное время.
— Вот, например, сифонная разливка стали была – ее закрыли потом, так там температура поддона 80 градусов была, рабочие помимо ботинок обували еще и деревянные колодки! В какой-то момент женщинам на этом участке вообще запретили работать, однако их такое положение дел не устроило. Мы с товарищами поехали в Москву в профсоюз – тогда же все централизованно было – и договорились, чтобы женщин оставили работать по щядящему графику: 45 минут работают – 15 минут отдыхают, — рассказывает Николай Павлович. – Вообще, знаете, какой у нас замечательный коллектив был! А сколько семейных династий было! В коллективе всегда царила атмосфера дружбы, взаимовыручки, у нас не только к руководителям уважительно относились, в целом трудовые отношения строились на принципах взаимного уважения.
В преддверии 70-летия юбилея выпуска первой казахстанской стали Николай Пронозов решил позаботиться о том, чтобы празднование этой памятной для города и всей страны даты прошло на должном уровне. Загодя, в декабре прошлого года он отправился в акимат.
— Записался на прием в заместителю акима Шолпан Мухитовне Мырзахасимовой, она меня выслушала, пообещала заняться этим вопросом, — делится Николай Павлович. — Не дождавшись никаких вестей из акимата, в следующий раз я пошел туда в феврале нынешнего года. Со мной на прием отправились и другие ветераны мартена. Тогда в разговоре принимала участие и руководитель отдела внутренней политики Татьяна Михайловна Куринная. Они нам сообщили: этот юбилей в план городских мероприятий не включен… Мы были удивленны, шокированы! Как же так? Ведь я специально пошел заранее, еще в декабре 2013 года! В общем, разговор тот был не из приятных… Спустя несколько дней сообщили, что по разнарядке для нас, ветеранов, все-таки выделили 15 грамот акима города и 7 грамот акима области. Мы подобрали кандидатуры для награждения, составили характеристики и все нужные документы. Тогда еще говорили о том, что одну кандидатуру нужно будет представить на звание Почетного жителя города и на медаль. Мы посоветовались, решили, но… Нам потом отменили эти два пункта, в общем, не нашлось среди нас достойных звания Почетного темиртаусца и медали. Как так? Кто определяет у нас, кто заслуживает этих званий? Разве мнение людей, ветеранов труда уже не имеет значения?! Кстати, нас ни разу по этому вопросу не принял аким города по причине большой занятости. Мы записывались к нему на прием, но нас все время отсылали к замам. Он ведь сам – металлург!..
Теперь ветераны мартена, люди своими руками создавашие трудовую славу родного города, надеются, что к этому событию в городе все-таки отнесутся с должным уважением и празднование не ограничится раздачей грамот в узком кругу…
В следующих номерах читайте интервью с коллегами Н. П. Пронозова, ветеранами мартена.
Светлана Логинова