В далеком 1978 году 19-летняя Ольга окончила учебу в училище и планировала согласно выбранной специальности работать «оператором поста управления листопрокатного цеха» в ЛПЦ-3, для которого выпускников специально и готовили. Но третий цех тогда еще только строился, и поэтому Ольгу и ее одногруппниц временно распределили работать по другим профессиям в другие цеха. Она и несколько ее подруг попали в углекоксовую лабораторию КХП. Работа понравилась, увлекла, интересно было научиться делать опыты – а их лаборантам химанализа приходится делать огромное количество!
— Вот и получается, что пришла на время – а осталась навсегда, — улыбается Ольга Владимировна. – Думаю, сказалось и то, что нас очень хорошо встретили в коллективе — тепло, приветливо. Всему учили, наставляли. Моим непосредственным начальником была Анна Михайловна Тимощук, она нас не только в работе всему учила, но и в чисто человеческом плане опекала и оберегала.
Вспоминая начальный этап своего трудового пути, Ольга Владимировна говорит, что, несмотря на то, что вокруг шумело и гремело огромное производство, страшно не было. Ей, 19-летней девчонке, поначалу просто было как-то некомфортно, так как она попала работать на углефабрику, а это – уголь, вода, грязь… Но потом привыкла.
В первые полтора года ей доверили работу пробоотборщика – это начальный уровень трудовой науки лаборанта. Ходила на отбор углей. И уже затем, поднабравшись опыта и навыков, стала лаборантом. Сейчас должность Ольги Владимировны звучит так: лаборант химанализа коксохимлаборатории, группа переработки химических продуктов коксования. Теперь она знает о своей работе все, прошла в своей лаборатории практически все участки. А работы у Ольги Владимировны и ее коллег немало, как говорит ее руководство: «Наша лаборатория – в своем роде уникальная, она определяет качество продукции сразу нескольких цехов».
Но не только в работе Ольга Владимировна хорошо себя проявила. Зарекомендовала она себя и как человек с активной жизненной позицией: принимала участие в общественной жизни своего коллектива и комбината в целом, была комсоргом, возглавляла комсомольско-молодежную бригаду, которая неоднократно становилась лидером в своей группе цехов. Совместные мероприятия с подшефным классом, выезды на помощь колхозникам в уборке картошки, участие в спортивных соревнованиях… Те времена Ольга Владимировна вспоминает с теплой ностальгией.
И в личной жизни у нее все удалось: большая дружная семья, трое сыновей, три внучки, внук… Кстати, часть взрослого состава семьи также работает на комбинате: супруг и его брат, старший сын, сноха… Два младших сына тоже с удовольствием пришли бы на работу на предприятие, но пока нет приема на работу. Кстати, по этому поводу Ольга Владимировна сетует, что некому передавать опыт – не приходят в их лабораторию молодые специалисты… Лаборанты задаются вопросом: «Мы уйдем на пенсию, а кто вместо нас будет работать?». Вопрос вполне обоснованный, так как с учетом широкого спектра деятельности лаборатории, ее сотрудники и знаниями должны обладать немалыми, а этому их на практике должен кто-то научить… Но по поводу своего выхода на пенсию Ольга Владимировна и ее коллеги грустно замечают, что в былые советские годы по существовашим тогда правилам она в этом году уже пошла бы на заслуженный отдых. «Воспитанию внуков бы себя посвятила», — мечтательно говорит Ольга Владимировна, но… Отечественные законодатели, видимо, решили, что наши женщины созданы исключительно для того, чтобы совершать трудовые подвиги, поэтому до пенсии ей еще далеко. А посему настроена Ольга Владимировна и дальше трудиться, по совести выполнять свою работу: следить за качеством продукции в составе коллектива лаборатории – маленького, но незаменимого звена общей цепи большого производственного процесса.
Светлана Логинова