Владимир Рябкин, машинист тепловоза УЖДТ АО «АМТ», – один из номинантов на новую отраслевую награду «Енбек ардагерi». Его стаж работы на комбинате – 40 лет плюс годы практики, которую он проходил здесь же, в железнодорожном цехе. По словам Владимира Николаевича, эта награда — первая за годы работы, и поэтому она будет для него очень важна. |
Владимир Николаевич — оптимист и никогда не опускает руки. И особых поводов для разочарований у него нет. Работу выбрал по призванию, вырастил детей, и они уже устроены в жизни, работают, как и отец, на металлургических предприятиях.
— Почему выбрали профессию машиниста, помните?
— Да. Два моих соседа по дому работали на железной дороге, один — машинистом, другой — помощником машиниста. В детстве я часто бегал к ним на станцию, катался на тепловозе. Уже тогда железная дорога мне очень нравилась. Поэтому я долго не выбирал, куда поступать после школы. Узнал о приеме в училище (ГПТУ-138) и подал заявление. Это было в 1971 году, и уже через год я пришел на комбинат на практику помощником машиниста. А после окончания училища в 1974 году устроился на постоянную работу. Тогда мне было всего 18 лет. В первые годы у меня были очень хорошие наставники. Хорошо помню, как я впервые вел тепловоз, когда был еще не помощником, а дублером. Ощущения были сильные, и руки у меня немного тряслись, хотя долго управлять не пришлось. Просто тепловоз тронулся с места и проехал несколько метров. Самостоятельно я поехал 1 июня 1974 года, и с того времени не уходил с тепловоза. Не отказывался подменять коллег, если надо было выйти в выходной день – всегда выходил. И сейчас делаю так же.
В 1980-м году я пошел на курсы машинистов. Отучился 9 месяцев, и 1 августа 1981 года поехал как машинист.
— Бытует такое мнение, что машинисты уже не ценятся так, как раньше. Когда-то профессия считалась престижной, хорошо оплачиваемой. А сейчас настали другие времена.
— Да, в те годы заработок был очень хорошим. На комбинате, наверное, никто столько не получал, не считая сталеваров и горновых. Работа машиниста – это высококвалифицированный труд, первого попавшегося на тепловоз не посадишь. Плюс огромная ответственность. Я работаю на станции Углерудная, и за мной постоянно сотни тонн груза.
— Что определяет квалификацию машиниста?
— Самое главное — знание локомотива, умение при необходимости починить тепловоз. Что ты за машинист, если ты не можешь разобраться в электрической схеме? Очень важна бдительность. Железная дорога не прощает и малейших ошибок. Машинист всегда должен быть собранным и на смену приходить отдохнувшим. И еще нужно подготовить себе помощника.
Мой график: день – ночь, потом — 2 суток отдыха. Иногда вызывают в выходные дни, если надо заменить того, кто приболел или в отпуске. Я, конечно, выхожу, но в пределах разумного. Почему бы не выручить, если требуется моя помощь? Если машинист не вышел, значит, тепловоз стоит, нагрузка на остальные локомотивы увеличивается. Это по три — четыре поезда руды, угля. Их надо расформировать, потом сформировать…
— Вы говорили, наставники у вас были хорошие. Сейчас сами учите молодых?
— Конечно. Нам дают молодых на обучение, пытаемся с ними работать, делаем все возможное. Они нормальные, адекватные парни, но, конечно, немного «сырые». Это не страшно, если есть желание учиться. Сейчас со мной работает парень, и, в общем справляется.
– Говорят, многих ваших коллег тянет на магистрали. Вы не пытались поменять место работы?
— Меня, действительно, звали на «большую дорогу», но я решил остаться на комбинате. Сейчас об этом нисколько не жалею. Я до сих пор работаю со слесарями, с которыми начинал, и которым уже вот-вот на пенсию. В УЖДТ меня, наверное, знают все, и, возможно, мне было суждено здесь работать. Да и в общем, я считаю Темиртау своей второй родиной, хотя по месту рождения россиянин, из Нижегородской губернии. Мои родители приехали сюда по комсомольской путевке на строительство комбината. Сейчас в России живут мои дети и внуки, видимся с ними каждый год, но мне туда уезжать совсем не хочется.
— С годами профессия машиниста не кажется труднее? Как восстанавливаетесь после работы?
— Конечно, возраст берет свое, но пока работаю в том же режиме: прихожу с ночи, завтракаю, а потом мне достаточно 4-часового сна, чтобы отдохнуть. После успеваем с женой, кстати, она тоже работает на железной дороге, съездить на природу – в ту же Корнеевку, Белояровку. Мой нормальный сон 5 – 6 часов. Я много не сплю и рано не ложусь, потому что потом просыпаюсь среди ночи. Врачи говорят – это моя особенность. И отец у меня был таким же.
— Чувствуется, что вы позитивно настроены по жизни.
— Конечно, а без этого сейчас нельзя. Ну, опустил ты голову, а дальше что? Ничего само по себе к тебе не придет. И жена у меня такая же. Ни о чем в своей жизни мы не жалеем.
Наталья Прончатова