Пока ответить точно можно только на третий из вопросов: почему темиртауские пассажироперевозчики подняли вопрос о поднятии цены на проезд в городских автобусах – об этом подробно рассказал депутатам директор ТОО «TTS» Марат Беркалиев. А вот вопросы когда и насколько подорожает проезд – остаются открытыми. |
«Работать и дальше по этому тарифу мы не можем!»
Представляя депутатам темиртауского городского маслихата информацию о причинах, которые вынуждают их обращаться по поводу повышения цены на проезд, Марат Беркалиев перечислил немало проблем, с которыми приходится сталкиваться перевозчикам.
— Изначально свою пагубную роль сыграла девальвация. Стоимость автобусов поднялась на 17%, то есть, если за границей автобус стоил 100 тысяч долларов — для нас раньше он обходился 15 миллионов 500 тысяч тенге, то теперь – 18 с лишним миллионов. Изначально стартовая цена автобуса в процентном соотношении заставляет нас серьезно думать при выборе автобусов. Сегодня даже российские ПАЗики подорожали в разы, недавно они стоили около 4 миллионов тенге, а сейчас – около 6,5 миллионов тенге автобус простой модификации. То есть, при действующем тарифе, закупая автобусы мы действуем себе в убыток.
Также Марат Бахытжанович отметил еще две проблемы – подорожание запчастей и повышение стоимости топлива.
— Взять 80-й бензин – раньше стоил 89 тенге, теперь поставщики говорят, что в остатке нет бензина по такой цене и вряд ли будет. Сегодня заправляемся по талонам, иногда по 6 тысяч литров берем на 2-3 дня запас, но запасы у нас закончились, сегодня нам отпускают по 105 тенге. И предлагают по 110 тенге… Ощутимая для нас разница! Еще одна проблема: я не могу в течение долгого времени поднять своим работникам заработную плату, ведь люди работают! Всем бюджетникам ежегодно повышают, другим категориям… А как я могу ставить вопрос о развитии, о перспективе? По закону, по всем правилам, утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций, если происходит повышение цен нужно производить компенсацию из бюджета. А у нас этого нет.
Марат Бахытжанович напомнил, что с декабря прошлого года стоимость проезда в Караганде – 80 тенге. А в Темиртау более 9-ти месяцев тарифы не повышаются.
— Однако, по сравнению с карагандинскими перевозчиками мы дотации не получаем, никогда из городского бюджета нам не компенсировали убытки, — подчеркнул директор ТОО «TTS». — Работать и дальше по этому тарифу мы не можем! Не случайно, наверное, все перечисленные проблемы привели к тому, что проезд в Астане уже 90 тенге, в Алматы – 100 тенге. Мы тоже воздухом не заправляемся! И проблемы те же! ТОО «TTS» – единственное предприятие в городе, которое постоянно закупает новые автобусы, буквально в этом году мы закупили 18 новых единиц техники.
«Нужно учесть интересы и горожан, и предпринимателей»
Депутаты, выслушав все доводы, с выводами не торопились. Лейт-мотивом совещания прозвучала мысль о необходимости детально изучить расчеты, представленные перевозчиками в качестве обоснования повышения тарифов. Фарит Валеев, в частности, сказал:
— Нужно учесть как возможности горожан, так и интересы предпринимателей. Нужно все внимательно просчитать, что и на сколько поднялось, и только после этого принимать решение.
Парировав довод перевозчиков о том, что и зарплаты повышаются у различных категорий, и другие доходы, Фарит Валеев отметил, что пенсии повышаются на 9%, а цену на проезд предлагают повысить почти на 100%. Этим вопросом депутат предложил заниматься совместно с местной исполнительной властью. Как отметил Фарит Валеев, в городе тысячи пенсионеров и инвалидов, у которых при таком повышении тарифов просто денег на проезд не будет:
— Они потом сюда в акимат придут и скажут: «Ребят, вы что?!», мы же теперь даже в больницу съездить не можем! И тогда у перевозчиков сократится объем поступлений.
Депутат предостерег, что в таком случае может получиться так, что увеличится цена на проезд, но уменьшится количество пассажиров и в результате у перевозчиков будет тот же самый доход.
Поводя итог совещанию, секретарь городского маслихата Василий Свиридов сказал, что нужно активизировать работу всех депутатских комиссий. Василий Иванович предложил разумно подойти к решению этого вопроса, главное – не обидеть горожан.
До конца года продержимся…
При всем сочувствии к проблемам перевозчиков, я все-таки отношусь к числу пассажиров и несложный арифметический подсчет своих возросших в связи с повышением тарифов расходов произвела довольно быстро. Остается надежда, что конечной суммой будет все же не 90 тенге, а поменьше…
Что касается вопроса, когда же нам ждать «сюрприза», то с учетом хронологии самой процедуры повышения тарифов месяца два у нас еще есть. Ведь вначале перевозчик подает обращение к акиму города, затем глава города дает поручение все подробно просчитать и только после этого акиматом разрабатывается проект постановления. Далее этот проект согласовывается с депутатами на сессии маслихата, проект публикуется в СМИ, кроме того, нужен ряд экспертиз, на последнем этапе – регистрация в юстиции… В этом случае вся эта бюрократически-чиновничья волокита нам на пользу!
Светлана Логинова