На очередной встрече в рамках программы проведения «круглых столов» — тет-а-тетах рабочих и руководства комбината – вновь прозвучала серия вопросов и обращений, на этот раз — со стороны коллектива цехов, которые входят в ЕРМУ. Рабочие жаловались на неудобную спецобувь и одежду, сетовали, что уж очень часто им в ЛПП дают макароны и рассказали о том, с какими сложностями они добираются домой вечером после смены. |
Возвращаясь к теме «металлических носков»…
Открывая встречу, директор по трудовым отношениям Орман Камзабаев отметил, что прошлая такая встреча прошла в сентябре 2013 года. По итогам прошлогоднего «круглого стола» в протоколе зафиксированы два вопроса: процедура прохождения профосмотра и качество спецодежды. Одним из первых, после озвучивания официальной информации (об итогах работы цехов ЕРМУ, статистических данных о численности и средней зарплате, реализации программы «Гигиена») был задан вопрос на тему спецодежды, вернее – спецобуви.
— На прошлом «круглом столе» машинистом крана ЦРМО-3 был задан вопрос: по качеству спецодежды, а также о целесообразности металлического носка рабочих ботинок для представителей этой профессии, — напомнил заместитель председателя Профсоюза Металлургов «Жактау» Юрий Баранов. – Думаю, нужно дать ответ на этот вопрос.
Представитель УОТиТБ АО «АМТ» Константин Ивашин пояснил, что если у кого-то возникают претензии к качеству спецодежды, вызванные, например, преждевременным ее износом, дискомфортом, то нужно комиссионно, с участием представителя профсоюза составить протокол. Далее этот документ направляется в УОТиТБ .
— Мы рассматриваем претензии, отрабатываем вопрос со снабжением, а в дальнейшем – с производителями спецодежды, с последующей ее либо заменой, либо улучшением, — объяснил Константин Ивашин. — Хочу сказать, что с начала этой работы есть улучшения: месяц назад мы забраковали партию защитных рукавиц для сталеваров — фирма-производитель поставила на комбинат рукавицы, которые были выполнены не из натурального термостойкого материала на основе телячьей кожи, а из кожзаменителя, который явно такой температуры не держит. Благодаря этой работе вся партия не была допущена на комбинат и затем ее заменили на качественную.
— А что по поводу ботинок с металлическим носком, в которых машинисту крана тяжело и неудобно подниматься наверх? – уточнил Юрий Иванович.
Председатель профкома ЕРМУиУПЗ Александр Дерябин выразил мнение, что машинистам, которые в течении рабочей смены находятся в кабине, ни к чему такие ботинки – ведь их ввели с целью защиты пальцев ног от травмирования.
Орман Камзабаев подытожил обсуждение этой темы, предложив найти альтернативу тяжелой и неудобной обуви для машинистов крана.
Также пообещали разобраться с просьбой токарей вернуть прежний фасон рукава спецовки – на манжете с пуговицей. Нынешний вариант очень неудобен им в работе – резинки некачественные, быстро растягиваются, рукава болтаются – с учетом специфики работы токарей это неприемлемо.
Нет прецедента – нет проблемы?
Странной показалась полемика, возникшая при обсуждении спецобуви электромонтеров. Председатель профкома ЖБИ Людмила Печеницына озвучила проблему, с которой к ней обратились рабочие, занимающиеся монтажом электрооборудования:
— Раньше электромонтеры получали кожаные ботинки, а сейчас они получают обувь с металлическим носком, с металлической стелькой. Даже нет резиновой подошвы. Они называют это «электрический стул». Если бы хоть резиновая подошва была – но и ее нет…
Орман Камзабаев и Константин Ивашин однозначно отметили, что нужно разобраться с этим вопросом и записали его для дальнейшей проработки. В ходе обсуждения этой темы представитель УОТиТБ, курирующая эти цеха, после объяснения, что ботинки с металлическим носком ввели после учащения случаев травмирования пальцев ног, задала вопрос, вызвавший недовольный гул в зале:
— У нас были случаи травмирования током электриков?
Людмила Печеницына ответила вполне обоснованно:
— Нет, но давайте не будем доводить до этого!
Из чего складывается высокая зарплата?
В своем докладе начальник управления труда и заработной платы Светлана Андрейчук сообщила данные о средней зарплате по комбинату в целом и по каждому из цехов ЕРМУ в частности. Светлана Владимировна пояснила, что в связи с большими выплатами в честь Дня металлурга средняя зарплата за июль получилась довольно высокой — 152 800 тенге. А так выглядят данные о средней зарплате за июль по цехам ЕРМУ:
ЦРМО-1 – 178 555 тенге (116% к средней по комбинату), ЦРМО-2 – 167 737 тенге (109%), ЦРМО-3 – 151 455 тенге (99%), ЦРМО-4 – 152 009 тенге (99%), РМЦ – 162 218 тенге (106%), ЦРМП – 165 111 тенге (108%), ЖБИ – 109 127 (71%).
После озвучивания таких оптимистичных, на первый взгляд, цифр Александр Дерябин заметил, что нужно бы отмечать, благодаря чему у рабочих ЕРМУ такой уровень зарплаты.
— Суммы зарплат в наших цехах режут слух, когда средняя по комбинату — 152 800 тенге. Надо говорить о том, что она складывается такой из-за работы в выходные дни, — пояснил Александр Михайлович. — У нас люди поголовно работают в выходные. Из-за нехватки персонала работникам приходится выходить в большом количестве, поэтому и такая зарплата.
За инфляцией-девальвацией не успеть…
Слесарь-инструментальщик ЦРМО-3 озвучила такую актуальную для этих подразделений проблему:
— У нас есть профессии, оплата по которым выше 90 тысяч не поднимается, и это с доплатой за выходные дни! Два года назад профсоюз добился выплаты доплаты представителям малооплачиваемых профессий. Теперь что получается – тариф увеличили, эта доплата уменьшилась, у кого-то она вообще пропала… Выходит, малооплачиваемые работники и 10-процентную доплату не увидели – мы на каком уровне были, на том и остались.
— 286 вид действительно не перерасчитывался, он остался 11 тысяч, 7 с половиной тысяч и 5 тысяч тенге. Если у вас сейчас увеличился тариф, естественно, что вы из этой категории выпали и не стали низкооплачиваемым работником, ваша зарплата стала чуть выше, — объяснила Светлана Андрейчук.
— Но уровень жизни-то изменился! Цены-то растут! 10 процентов добавили из-за роста инфляции, а мы на каком уровне были по обеспеченности, там и остались, — констатировала работница ЦРМО-3.
Юрий Баранов по этому вопросу пояснил, что этим вопросом профсоюз сейчас занимается, эта проблема уже известна. Также ведется работа и в направлении расширения перечня профессий, представителям которых положены 5-процентные пенсионные отчисления за счет работодателя:
— Перечень есть, но многие профессии из него выпали, поэтому мы работаем, чтобы люди, которые работают в особо вредных и опасных условиях, получали эти дополнительные 5 процентов пенсионных отчислений
Участок – вредный, людей не хватает!
Зашел на встрече разговор и о нехватке кадров на одном из самых вредных участков. Сотрудница участка гуммировки защитных покрытий ЦРМО-3 пояснила проблему:
— В 1995 году, когда я начала здесь работать, на участке работало более 80-ти человек. Сейчас осталось около 20-ти… Объем работы при этом стал еще больше, мы еле успеваем! Постоянно работаем в выходные дни. Поэтому и зарплата больше, но при этом у нас очень маленький тариф. К нам никто не хочет переводиться, работа тоже тяжелая, не из легких, и очень вредная.
Комментарий руководства пока был дан весьма лаконичный: «Мысли есть по участку гуммировки, но все это на стадии обсуждения, поэтому пока ничего конкретного об этом говорить не будем».
Хотим гречку и йогурты!
С этого же участка обратились и с вопросом к представителям фирмы ТОО «Backup Service Resorts», обеспечивающей питание и снабжение молоком в столовых комбината.
— Мы получаем ЛПП, но его качество оставляет желать лучшего. Раньше в ЛПП давали масло, йогурт, сырки. Сейчас – кефир неважный, так же как и ряженка. Хотелось бы питаться нам получше, — высказали мнение рабочие ЦРМО-3.
— А у нас на ШПУ одни макароны дают в лечебное питание! – дополнили обращение их коллеги.
Представитель ТОО «Backup Service Resorts» Вячеслав Толкачев пояснил:
— Меню ЛПП разрабатывается на две недели и утверждается медчастью, согласовывается с диетврачами. Мы включаем в меню и гарниры, и мясо, и птицу таким образом, чтобы все смены, которые прорабатывают за две недели, поели и попробовали все. Поэтому, если вам сегодня попались макароны, значит, завтра будет гречка или рис. Если вы не едите то, что попало в меню ЛПП, у нас в столовых есть свободная раздача, где предлагается ряд гарниров.
Однако рабочие ШПУ настаивали на своем: «У нас в столовой нет выбора, сегодня люди даже за деньги ели одни макароны!». Представители ТОО «Backup Service Resorts» записали информацию и пообещали прояснить ситуацию. Они также пояснили, что на ЛПП выделяется определенная сумма, с учетом которой и составляется меню. Кроме того, рабочим напомнили, что в каждой столовой имеется в наличии книга жалоб и предложений, в которой можно оставить все свои предложения. Все записи руководство ТОО «Backup Service Resorts» изучает, чтобы стабилизировать работу. Что касается качества кисломолочной продукции – по этому поводу были даны разъяснения, что ее завоз осуществляется ежедневно и претензии к качеству кефира могли быть вызваны исключительно жаркой погодой, во время которой сохранить его первозданный вид довольно сложно, тем более, что его в больших столовых разливают заранее.
Орман Камзабаев порекомендовал все-таки отработать вопрос с поставщиком кисломолочной продукции и проверить исправность всех холодильников в столовых.
В завершение этой темы Юрий Баранов отметил, что профсоюз и ТОО «Backup Service Resorts» постепенно наладили диалог, ведется совместная работа над улучшением качества питания, которая, как он надеется, приведет к еще большим улучшениям в этой сфере.
Долгая дорога домой…
Достаточно серьезную проблему озвучили работницы, которым приходится после завершения смены в 22.00 уезжать домой с остановки на промбазе.
— Мы уходим с рабочего места в десять часов вечера, пока помоемся-переоденемся, пока дойдем до проходной – все, транспорта нет. В частности, автобуса №22.
Юрий Баранов сказал, что у него уже состоялся разговор со службой управления пассажирским транспортом:
— Но не по тому, что вы поздно заканчиваете, а по интервалу движения. Оказывается, есть еще и эта проблема… Это сложный вопрос, так как перевозчики – частные фирмы. Но надо, чтобы в половине одиннадцатого маршрутные автобусы на промбазе еще были. Этот вопрос находится в ведении УЖКХ, как они будут его решать с частным перевозчиком — я не знаю, возможно, один какой-то дежурный оставят… Будем составлять разговор, чтобы в половине одиннадцатого на промбазе проходили автобусы, которые вы назвали: №№8, 14, 22.
Также работницы ЦРМО-3 назвали еще одну проблему их непростого вечернего путешествия с работы:
— Как мы уже говорили, мы идем с работы в 11-м часу вечера, по дороге до проходной так темно — вообще ничего не видно! Освещения нет вообще! Недавно, когда были дожди, так идти вообще было невозможно. А ведь и через жд-пути переходы есть по пути.
Константин Ивашин пообещал, что УОТ и ТБ максимально быстро постарается решить эту проблему.
Светлана Логинова