Пройти путь от простого рабочего до народного депутата СССР, члена Президиума Верхового Совета огромной страны, при этом остаться верным раз и навсегда выбранной профессии сталевара в родном цехе, дано не каждому. К счастью, в нашем уникальном городе есть такие люди – на основе жизненного и трудового пути которых можно писать книги. |
На глазах Кабдуллы Закирьяновича Ромазанова рос город, строился комбинат, которому он отдал 45 лет своей жизни – и все эти годы он трудился в одном цехе! Как сказал в ходе поздравления на общем собрании профактива председатель Профсоюза Металлургов «Жактау» Виктор Щетинин, — «Некоторым из присутствующих здесь меньше лет, чем Кабдулла Закирьянович отработал на комбинате, 45 лет — это серьезный трудовой юбилей!!!
Как и многие его сверстники, он приехал в Темиртау после службы в армии, по комсомольской путевке.
— Тогда, в 1969 году, я только отслужил в армии, — вспоминает Кабдулла Закирьянович. – По воинской специальности я – механик-водитель, танкист. Перед тем, как «сесть за руль» танка, проходил обучение в Самарканде, в учебном полку, а непосредственно службу проходил в Чарджоу. Когда демобилизовался, месяц побыл дома, присматривался, куда пойти, определялся с выбором. Казахстанская Магнитка тогда на весь союз гремела, и, как каждый советский молодой человек, я решил познать себя, стать частью какого-то большого нужного дела. Хотелось тоже участвовать в строительстве Казахстанской Магнитки, в ее развитии. А когда я еще был в армии, перед самым «дембелем», к нам приезжал представитель комбината, агитировал приезжать в Темиртау молодых людей по комсомольским путевкам.
Это было в мае 1969 года, а уже летом молодой человек прибыл в Темиртау. На Казахстанской Магнитке тогда как раз в самом разгаре было строительство конвертерного цеха, возводили самый большой большегрузный конвертер в Советском Союзе. Не удивительно, что Кабдулла Ромазанов пришел в отдел кадров со стремлением попасть именно в этот цех. И в отделе кадров ему дали направление в конвертерный – видимо, судьба!
— Когда я устроился в цех, тогда только шло его строительство и мы были, так сказать, на подхвате, — рассказывает Кабдулла Закирьянович. — Первое «рабочее крещение» прошли в доменном цехе на разливке, когда чугунные чушки отливали. Весили они килограмм по 50 каждая! Ох, и накидались же мы их… Но я тогда был молодым, здоровым парнем, хотелось свою силу проверить. После этого где-то месяц мы на уборке урожая в совхозе поработали… А 18 апреля 1970 года случился долгожданный исторический момент: запустили первую плавку первого конвертера! Я принимал участие в этом значимом событии, видел все своими глазами, и очень этим горжусь!
После этого Кабдулла Закирьянович прошел в конвертерном цехе все ступени профессионального мастерства, от подручного миксерового до сталевара. Но не только собственное желание и целеустремленность помогли ему в этом – металлург убежден, что для каждого человека огромное значение имеет постоянное самообразование, учеба в профессиональном плане:
— Сразу же в 1969 году я поступил в школу мастеров, которая тогда располагалась в третьей школе на Востоке, и отучился там три года. Полученные там знания были очень важны для меня, так как позволили понять, что такое металлургия, разобраться в тонкостях технологического процесса. Тогда вопросу подготовки и обучения рабочих придавали большое значение, в школе мастеров преподавание было на уровне техникума.
После 26-ти лет работы сталеваром Кабдуллу Закирьяновича выбрали в профком и с 1995 года он на профсоюзной работе.
— По сей день я служу людям, помогаю, чем могу, тем, что от меня зависит. Всякие вопросы у людей возникают, вплоть до семейных проблем, материальных трудностей. В общем, все, что позволяет нам коллективный договор, по всем этим направлениями и работаем, — рассказывает о своей работе Кабдулла Ромазанов.
— Вновь возвращаясь в 1969 год — когда вы приехали в Темиртау, как вас принял город, коллектив? Кстати, поделитесь воспоминаниями — что тогда представлял собой Темиртау?
— Сразу по прибытии сюда я поселился в общежитие по улице Чайковского. Полтора года там прожил. Тогда проблем с устройством в общежитие не было. А город тогда был совсем юный, многих микрорайонов вообще не было – на их месте была просто степь, пустырь… Было несколько домов 6-го микрорайона, 7-го еще не было, 8-го, 9-го не было… Эти и другие микрорайоны строились на моих глазах, так интересно было наблюдать, как город растет и приобретает свой облик. Знаете, я конечно родился и вырос не здесь, в Северном Казахстане, но я очень горжусь, что мне довелось жить в этом городе, здесь пройти путь становления. Темиртау – очень своеобразный город, компактный, с каким-то своим обликом, где во всем чувствуется его промышленная принадлежность. Здесь есть свои традиции, есть плюсы и минусы, но Темиртау – однозначно особенный город!
Что касается человеческого фактора — я благодарен судьбе, что на моем трудовом и жизненном пути мне встречалось много хороших людей! Тогда были действительно прекрасные наставники рабочей молодежи, в то время было развито наставническое движение, в этом плане нам повезло — мы смогли перенять все лучшее от более старших товарищей. Мне довелось работать с такими опытными людьми, как Алтынбек Дарибаев – герой соцтруда, который пришел в наш цех с Казахского металлургического завода. Мне также довелось работать с людьми, которые имели опыт работы в мартеновских цехах. А конвертерный цех мы осваивали уже все вместе. В коллективе меня восприняли очень тепло, а то, что старшие коллеги передали мне свои познания в металлургии, поделились опытом, знаниями, — это вообще бесценно. Я думаю, что я всю свою трудовую жизнь учусь, по сей день. Сам, конечно, наставляю других, но и учусь – даже у молодежи, так как новое поколение приходит с новыми мыслями, с новыми идеями. Стремление к самообразованию в человеке должно быть всегда. Если ты постоянно не познаешь что-то новое, ты как бы застреваешь на одном уровне. Я считаю, что действительно верно высказывание «Век живи – век учись!».
— Как изменился конвертерный цех за годы своего существования? Ведь Вы – свидетель всей его истории, с момента строительства.
— Действительно, можно сказать, что конвертерный цех – это и есть моя жизнь. На моих глазах проходили все его перевооружения, внедрение новых технологий. Раньше производилась разливка в изложницы, а сейчас в работе отделение непрерывной разливки стали, производятся слябовые заготовки. Конечно, хотелось бы, чтобы все эти обновления шли быстрее, но… Вот сейчас строится газоочистка, это в экологическом плане важно.
— Руководство цеха в решении вопросов по профсоюзной линии помогает?
— Мне, наверное, полегче работать, чем более молодым председателям цехкомов. В том смысле, что все-таки 45 лет в одном цехе… Меня и люди знают, и с руководством удается найти понимание. Дай Бог, чтобы и дальше так было. Конфликтов у нас не бывает, так как мы делаем общее дело – заботимся о людях.
— Вы ведь не только хорошо свою работу выполняли, решали профсоюзные задачи, но и более масштабные…
— Волею судьбы в 1974 году мне довелось стать делегатом XIII съезда комсомола Республики Казахстан. Очень интересно было, столько общения! В 1981 году меня избрали делегатом XV съезда компартии Республики Казахстан. Видимо, выбор пал именно на меня, так как у меня всегда была активная жизненная позиция. У меня была комсомольско-молодежная бригада, которую я возглавлял. Тогда, в 1976 году, я был самым молодым сталеваром – мне было 28 лет! Вот такие у нас ценности были! Мы гордились высокими РАБОЧИМИ званиями! Для нас было действительно важно стать хорошим сталеваром, постичь все тонкости этой профессии. Думаю, что у меня неплохо получилось – я был награжден Орденами Трудовой Славы 2 и 3 степени, знаком «Енбек Данкы» — это уже в постсоветское время, являюсь Почетным металлургом СССР… А потом был XXVII съезд КПСС в Москве. Там меня избрали членом ревизионной комиссии КПСС, в течении 5 лет я работал в этой должности, мы проверяли различные области, в том числе и нашу. В 1989 году, когда впервые избирали народных депутатов СССР, я тоже был избран в их число, вошел в состав Президиума Верховного Совета СССР. А потом начались «времена перемен»… Честно скажу, мне тогда и должности разные предлагали в цехе, но я предпочел остаться на своем месте.
— Что Вы могли бы посоветовать тем, кто только начинает свой жизненный и профессиональный путь? Как правильно выбрать дело по душе?
— Вспоминая свою юность, прихожу в выводу, что тогда, в послевоенном детстве, я не особо задумывался, кем именно хочу стать — хотелось просто честно работать. Я никогда не стремился показать себя. Мы были не избалованны судьбой, у нас практически ничего не было – мы просто ценили возможность жить мирной жизнью. Да и в семье было не до баловства, нас было семеро детей, отец – фронтовик, прошел всю войну, он один работал, чтобы всех нас прокормить.
Единственное, что я хотел бы сказать тем, кто хочет работать на комбинате и достичь определенных успехов на этом пути: если ты пришел в металлургию – нужно, прежде всего, глубоко познать свое дело. Нужно стараться честно трудиться, нужно знать, к чему ты стремишься в своей профессии. И еще очень важно отдавать себе отчет в том, что ты можешь, а чего – не можешь, нужно реально оценивать свои силы и возможности. Одновременное понимание того, к чему ты стремишься и осознание своих возможностей и поможет сделать правильный выбор. Можно, конечно, витать в облаках, а можно трезво подходить к понимаю жизни. И если ты понял, что ты что-то можешь, определил свою цель – стремись к этому всю жизнь.
Светлана Логинова