Вопрос об эффективности ремонтных работ в цехах комбината, как и о необходимости оптимизировать работу ремонтных служб, имеет большое значение. Для того, чтобы избрать оптимальный вариант трансформации в этом направлении, в стальном департаменте АО «АрселорМиттал Темиртау» решили изучить положительный опыт коллег с родственного предприятия «АрселорМиттал Острава». |
С этой целью завод в Остраве посетил заместитель исполнительного директора по ремонтам АО «АрселорМиттал Темиртау» Вадим Басин. В ходе командировки Вадим Борисович подробно изучил не только процесс трансформации ремонтных служб, но и саму структуру металлургического комбината, аналогичного нашему. В ходе подробной презентации «Трансформация ремонтов и технического обслуживания на «АрселорМиттал Острава», представленной участникам очного рапорта, Вадим Басин рассказал о том, что этот завод также представляет собой комбинат полного цикла, отдельное внимание уделив информации о централизованной ремонтной службе, которая обслуживает основные производства: коксохимическое, аглодоменное, сталеплавильное, листопрокатное.
Чтобы слушатели могли полнее представить картину, Вадим Борисович рассказал о некоторых отличиях чешского завода. Например, на комбинате в Остраве есть трубное производство, а вот цех обжига извести отсутствует — ее поставляют на предприятие в готом виде, нет конвертеров – работают на двухванновых тандемных печах, у которых конечно есть свои преимущества, но больше недостатков. Поэтому у чешских коллег в планах строительство кислородно-конвертерного цеха. Если же говорить об инженерных решениях при проектировании завода в Остраве, Вадим Борисович оценил их, как очень удачные – производство географически правильно расположено, все компактно и очень удобно с точки зрения логистики.
Возвращаясь к основной теме реструктуризации ремонтных служб, нужно отметить, что, если у нас только третий год идет трансформация и вполне логично, что могут возникать сложности и сомнения, то в Остраве этим процессом занимаются уже более 10-ти лет и наработали хороший опыт, достигли серьезных результатов.
— У них было много шагов по трансформации ремонтов, включая объединение, централизацию и прочее, — рассказал Вадим Басин. — Каждый этап трансформации сопровождался тем, что кто-то не выдерживал и уходил, как и у нас. В конечном итоге пришли к цифрам, которые есть на сегодняшний день: на заводе в Остраве работает 984 ремонтника.
Отвечая на вопрос – чем они отличаются от нас, имея в виду непосредственно отношение к работе, Вадим Борисович сделал вывод, что на заводе в Остраве больше внимания уделяют анализу, лучше готовятся к ремонтам:
— У них налажена обратная связь между технологами и ремонтными службами. Технологи серьезно вовлечены в процесс технического обслуживания и у них постоянно есть информация. Конечно, есть проблемы, на всех оперативках, на всех предприятиях поднимаются схожие вопросы. Но, тем не менее, работая с таким количеством ремонтников они решают возникающие задачи. Очень серьезно относятся к подсчету простоев — и в процентах, и в часах, и в деньгах, то есть, сразу же оценивают коэффициент. Эту информацию анализируют и предоставляют ремонтным службам, чтобы они могли принять меры.
Что касается структуры, сушествующей на сегодняшний день в Остраве, она довольно большая, возглавляет ее директор по ремонтам. Это централизованная служба, которая занимается всеми цехами комбината по направлениям: коксохимическое, аглодоменное, сталеплавильное, листопрокатное производства. Есть глава ремонтной службы по каждому производству, кроме того, есть инспектора, графиковщики, планировщики и другие специалисты. Как рассказал Вадим Басин, на нашем комбинате тоже идут по пути формирования такой структуры.
— Мы создаем отдел, в который будут входить группа диагностики, а также специалисты, которые будут заниматься графиками, планированием ремонтных работ по комбинату. Сюда же войдут сотрудники, которые будут анализировать процессы ремонтов с целью их усовершенствования. В принципе, все эти структуры уже существуют, просто их нужно объединить, есть все эти специалисты, только нужно правильно выстроить все эти служебные горизонтали-вертикали, чтобы система работала. Если говорить о снабжении – это наболевший вопрос и у них…
Также в планах делегировать представителей ремонтных служб темиртауского комбината на завод в Остраву, чтобы они сами увидели все своими глазами. Отдельного изучения требует система конкурсных отношений чешского завода с их аналогом ТОО «Курылысмет».
— Наши коллеги в Остраве прошли достаточно большой путь, «набили шишек», конечно, но сделали правильный выбор, — отметил Вадим Борисович. — Головной офис ставит им задачу по снижению затрат, повышению эффективности ремонтов, снижению простоев оборудования и повышению надежности его работы. И им это удается! Они доводят любую работу до конца, если возникают проблемы – анализируют, почему не получилось?
Вадим Басин привел данные по коэффициенту, отражающему процент стоимости ремонта в стоимости готовой продукции. Этот коэффициент по мировым стандартам не должен превышать 3-х процентов. Если коэффициент равен 3%, считается, что подразделение работает эффективно. Как констатировал Вадим Борисович, у нас большинство подразделений не добирают этот коэффициент, но, тем не менее, отметил, что по плану капитальных ремонтов 2014 года работа ведется неплохая:
— Многое сделано, но хочу обратить внимание службы снабжения на подготовку к ремонтам – по материалам и оборудованию. В целом, по трансформации ремонтов предстоит сделать очень много. Перед Остравой у нас есть одно преимущество – мы не будем повторять их ошибки, а начнем сразу с того, к чему они пришли. Я думаю, все это мы сможем сделать, хотя сложности будут. Есть различия между нашими предприятиями, но много и схожего, включая менталитет. Суть в том, что если мы хотим, чтобы наш комбинат работал и дальше, то нам надо меняться.
Светлана Логинова