Жаркое лето 59-го

Первого августа, накануне годовщины темиртауского бунта 1959 года, сотрудники Темиртауского историко-краеведческого музея провели экскурсию для корреспондентов местных СМИ. Журналисты побывали в тех местах, где вспыхивали столкновения. Некоторые дома, которые тогда подверглись нападению, сохранились до сих пор. К примеру, в здании универмага по проспекту Строителей, где шла настоящая перестрелка, сейчас находится АТС. В отделении милиции (возле бывшей поликлиники на ул. Байсеитовой) – частные предприятия – мебельный цех и мастерская по изготовлению памятников.

Вместе с сотрудниками музея о событиях первых дней августа 1959 года рассказывали очевидцы – Александр Щелковский и Наталья Жернова. Экскурсия была организована так, чтобы у гида – Татьяны Хмелевой – была возможность рассказывать о случившемся в хронологическом порядке.

Зачинщиками бунта стали жители палаточного городка
Летом 1959 года в восточной части города (нынешняя улица Калинина) начали формироваться палаточные городки. К августу их было порядка пятидесяти, они стояли друг за другом от нынешней улицы Ушинского до здания бани.
В то время на строительство Казахстанской Магнитки прибыло слишком много людей, и не всех смогли своевременно обеспечить жильем. Ранее прибывших расселяли в щитовые дома и «болгарки», которые строили заключенные из лагерей, в том числе, военнопленные. Поэтому те, кто прибыл раньше, жили в лучших условиях. По словам первостроителя Александра Щелковского, который приехал в Темиртау в 1957 году, будущие жители палаток не встретили такого приема, на который рассчитывали.
— Им наобещали золотые горы, дали подъемные — 300 рублей,- рассказывает Александр Щелковский. — А пристроили в небольшие стройорганизации, и, в основном, эти люди работали разнорабочими. Зарплата у них была небольшая, и жили они практически в полевых условиях.
Городок на улице Калинина состоял из брезентовых палаток военного образца. В них умещались двухъярусные кровати и умывальники. В каждой палатке жили по 30 — 40 человек. Все удобства были в сторону сопки – нынешней Горки Дружбы.
— С питьевой водой были постоянные проблемы. Вода в палаточный городок доставлялась в огромной цистерне. Пища готовилась впопыхах, в столовой выстраивались огромные очереди, и за обеды надо было платить. Вокруг городка был пустырь. Радио не было, газеты не доставляли, — добавляет Татьяна Хмелева. – Но помимо бытовых проблем к бунту жителей городка подтолкнула ситуация с заработной платой. К тому времени начались перебои в поставке строительного материала на Казахстанскую Магнитку. Начались простои в рабо

Перестрелка у магазина по улице Строителей
В ночь на 2 августа в отделении милиции раздался звонок. Неизвестный сообщил, что жители палаточного городка перевернули бочку с квасом и начали бить стекла в столовой. По звонку приехал наряд из трех человек. Молодежь начала выкрикивать свои претензии. Потом бунтовщики разделились на две части. Одна стала активно грабить столовую, другая – посудохозяйственный магазин (он сохранился до сих пор, расположен на пересечении улиц Ушинского и Калинина). К тому времени прибыла подмога, было сделано 15 предупредительных выстрелов, и бунтовщики разошлись. Позднее в Темиртау направили отряд из 70 курсантов учебного пункта МВД из Караганды.
Двух зачинщиков разгрома столовой задержали. Это стало поводом для очередного протеста — около 1000 человек направились в отделение милиции, чтобы освободить задержанных. На пути они громили все, что попадались под руку. Толпу разогнали курсанты из Караганды.
Днем 2 августа руководители города и треста КМС приехали в палаточный городок, чтобы провести разъяснительную работу. Строителям пообещали, что к 15 августа палаточного городка не будет. Вечером бунтовщики вновь отправились в отдел милиции, чтобы освободить задержанных. Как только их выпустили, толпа разошлась.
В ночь на 3 августа начался погром универмага на проспекте Строителей (нынешнее здание АТС). К тому времени прибыли 500 человек конвойной охраны из КарЛага. Они оцепили здание и предложили бунтовщикам сдаться. В ответ «повстанцы» начали выбрасывать из окон магазинный товар.
Наталья Жернова, которая живет в соседнем доме, помнит об этих событиях, хотя в августе 1959-го ей было всего 7 лет.
— Я видела, как из окон магазина летели продукты, ящики с тушенкой, сгущенкой. Возле нашего дома у каждого подъезда стоял вооруженный солдат. Из дома выходить не разрешали, — рассказывает Наталья Жернова. – Потом женщин и детей вывезли, а мужчины остались, чтобы защищать дом.
Осада универмага длилась до утра. В этом месте прозвучали первые выстрелы, о которых впоследствии очень много писали и говорили. И здесь же гибли люди. По некоторым данным, выстрелы спровоцировали лица, «сочувствующие» повстанцам. Один из них попытался протаранить оцепление на машине, и после этого бойцы начали стрелять. Сначала холостыми патронами, потом – боевыми. Мятежники стреляли в ответ. Возможно, из своего оружия или из того, что продавалось в осажденном ими магазине.
Александр Щелковский рассказывает, что ранение тогда получил и его друг, живший в соседнем доме. Пуля прошла через стену дома, батарею и ранила мужчину в ногу.
На территории магазина было задержано 29 грабителей, шестерых увезли в Караганду.

После бунта жизнь строителей Магнитки улучшилась
О событиях, которые происходили в Темиртау, было доложено в ЦК КПСС. 4 августа в Темиртау направили бойцов внутренних войск МВД — около 1400 человек. В город пригласили и активистов, которые помогали проводить зачистку. Колонны двигались по улицам, заходили в дома и палатки. В итоге зачинщиков выгнали из палаточного городка на степное пространство, там окружили и произвели захват.
4 августа в Темиртау приехал и секретарь ЦК КППСС Леонид Брежнев. Он провел совещание, на котором определили дальнейший план действий. После этого палаточный городок был убран, его жителей расселили по общежитиям, появились деньги на строительство жилья, улучшение культурной и социальной базы заводского поселка.
В сентябре 1959 года состоялось открытое судебное заседание, где обвиняемыми проходили зачинщики мятежа. В фондах музея сохранились документы по трем делам – максимальный срок по ним составил шесть лет.
Восстание отодвинуло по времени выпуск первого чугуна. Согласно архивным фотографиям это событие планировалось на 1959 год. Но первый чугун был дан 3 июля 1960-го.

По официальным данным, во время августовских событий погибли 11 человек. 28 были тяжело ранены, 140 были задержаны для выяснения обстоятельств.
Более 100 сотрудников милиции получили ранения.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий