Инвалид — регрессник Анатолий Гайдуков вновь обратился в редакцию «Магнитки плюс» за помощью. По мнению Анатолия Кирилловича, ситуация с регрессными выплатами должна измениться — они могут быть рассчитаны, исходя из нынешней средней заработной платы по определенной должности, а не по состоянию на 1995 год. Это станет возможным, если с согласия компании «АрселорМиттал Темиртау» в Соглашение № 03/09-2000 (Соглашение), заключенное между Комитетом госимущества и приватизации МФ РК и ОАО «Испат Кармет», будут внесены соответствующие изменения. Согласно нынешней редакции соглашения «Испат Кармет» признает регрессников ГАО «Кармет» своими работниками только в части выплат ежемесячного возмещения ущерба. |
«Магнитка плюс» около двух лет отслеживает переписку инвалида-регрессника ГАО «Карагандинский металлургический комбинат» Анатолия Гайдукова с госорганами по поводу увеличения регрессных выплат. После обращений Анатолия Кирилловича в Минфин, Комитет госимущества и приватизации МФ РК подал иск в суд, и процесс завершился в пользу регрессников. Суд обязал АО «АМТ» производить ежемесячные выплаты по возмещению ущерба в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием и потерей кормильца с учетом индексирования подлежащих выплате сумм не более чем за три года, предшествующие подаче иска. С учетом индексации Анатолий Гайдуков начал получать ежемесячно 8783 тенге вместо 5 664 тенге. Однако, по мнению Анатолия Кирилловича, обязательства по отношению к инвалидам-регрессникам должны быть более значительными. В очередном письме в Министерство финансов г-н Гайдуков настаивал на том, что инвалидам-регрессникам должны быть предоставлены льготы по приобретению лекарств, протезированию, санаторно-курортному лечению. И самое главное — регрессники должны получать выплаты, рассчитанные, исходя из нынешней средней зарплаты по определенной должности, а не по состоянию на 1995 год. Анатолий Гайдуков попросил Минфин выйти с предложением на правительство РК и АО «АМТ» с тем, чтобы решить вопрос о доплате разницы между суммой компенсации, выплачиваемой АМТ, и размером компенсации, которая может быть рассчитана, исходя из средней зарплаты по должности. Для этого Комитет по госимуществу может начать переговоры с администрацией АМТ о внесении дополнений и изменений в Соглашение.
В ответном письме вице-министр финансов г-н Тенгебаев указал на то, что «ранее главой правительства, руководством Минфина и Комитета госимущества предпринимались попытки привлечь представителей администрации «АМТ» к переговорам для принятия взаимоприемлемого решения, но руководство компании от участия в переговорах уклонилось».
«Норма законодательства (п. 6 ст. 938 Гражданского кодекса РК) о пересчете работодателем сумм возмещения утраченного заработка при увеличении размера средней зарплаты работника такой же профессии и квалификации применима лишь к работодателям, признанным ответственными за причиненный вред, — указано в ответе вице-министра. – Поскольку ущерб здоровью был получен не на производстве «АМТ», возложение на компанию данного обязательства в судебном порядке не представляется возможным».
Иными словами, внесение поправок в соглашение станет возможным, только если АО «АМТ» согласится участвовать в переговорах и добровольно внесет в документ изменения, касающиеся выплат регрессникам ГАО «Кармет». Однако, по словам старшего юрисконсульта АО «АМТ» Юрия Паламаря, это вряд ли возможно.
По просьбе «Магнитки плюс» г-н Паламарь озвучил позицию правления «АМТ» в этом вопросе.
— На сегодня ситуация в компании известна всем — она не из легких. Поэтому «АМТ» не может взять на себя обязательства, о которых говорит г-н Гайдуков. Привязать выплаты к заработной плате нереально. Сегодня компания старается минимизировать свои затраты, а в этом случае нам придется их, наоборот, раздувать. Но когда денег нет, их просто невозможно отдать. На сегодня в «АМТ» не та ситуация, чтобы заниматься благотворительностью.
Обязательства по отношению к регрессникам «ГАО «Кармет» лежат на самом ГАО, а «АМТ» не является его правопреемником. Обязательства ГАО взяло на себя правительство.
ГАО – это государственное акционерное общество. То есть, все его акции принадлежали государству. Государство владело этим предприятием и довело его до банкротства. То, что последовало дальше, с юридической точки зрения выглядит так. Лакшми Миттал учредил компанию АО «Испат Кармет». И он купил только железо, на котором производят металл. Все остальные обязательства взял на себя прежний собственник, то есть государство. В данном случае государство является и собственником предприятия, и тем институтом власти, который отвечает за социальную сферу. Поэтому у регрессников ГАО сегодня есть единственный выход — обращаться за помощью к государству.
Возможно, переписка с министерствами не принесла того результата, на который рассчитывал г-н Гайдуков. Потому что любое министерство ограничено рамками своих инструкций. Министерские чиновники такие же, как и все остальные, просто рангом повыше. Здесь, скорее всего, должна быть законодательная инициатива. С ней могут выйти те же депутаты, которых мы выбираем. Когда государство внесет какие-то изменения в законодательство и, соответственно, выделит бюджет, эти деньги можно будет распределять на нужды регрессников ГАО «Кармет».
Наталья Прончатова