Валерий Нурманбаев – известный на комбинате рационализатор. Он совершенствует и изменяет все, что несовершенно, и все, что можно изменить. И на работе, и дома. По словам Валерия Джумагазыевича, во многом этому способствует наработанный в разных сферах опыт: на рыболовецком судне, на строительстве конвертерного цеха в Череповце, на комбинатовском мартене, где Валерий Нурманбаев работал и за сварщика, и за слесаря, и учился принимать нестандартные решения. |
О море,
заводе в Череповце и мартене
Валерий родом из Темиртау. В 1972 году он уехал из родного города, потому что хотелось к морю. Поступил в Каспийскую мореходку, отучился два года и вышел на практику – плавал на рыболовецком судне. Понравилось настолько, что бросил учебу и продолжил работать. К тому же, платили хорошо. «За полгода можно было заработать на «Запорожец», — уточняет Валерий Джумагазыевич. Потом его забрали в армию. Он служил в Москве, в музыкальных войсках. Играл в военном оркестре на альте и в вокально-инструментальном ансамбле «Песнедары». Они ездили по разным предприятиям, участвовали в конкурсах и завоевывали призовые места.
— В музыкальные войска я попал, потому что когда-то учился по классу фортепиано. Это было интересное время, сейчас есть, что вспомнить. Жалею только о том, что бросил учебу и не получил высшего образования, — говорит Валерий. – После службы остался в Москве, работал водителем трамвая. Потом по комсомольской путевке поехал на строительство конвертерного цеха на металлургический завод в Череповце. Там познакомился со своей будущей женой, и вместе с ней в 1981 году приехал в Темиртау.
Молодые приехали из-за того, что здесь была возможность получить квартиру. Валерий Джумагазыевич устроился на комбинат, слесарем в ЦОИ. Через пять лет перевелся в газовый цех, а оттуда через тригода — на мартен. Там тогда отказались от подрядчиков, и приходилось осваивать дополнительные специальности.
— Я научился работать за всех – за сварщика, слесаря, принимать нестандартные решения, — говорит Валерий Нурманбаев. — Там не получалось просто ждать, пока тебе принесут все необходимое для работы. Нужно было самому искать материал, из которого можно было что-то сделать, изготовить. Но зато зарплата на мартене доходила до 700 рублей.
В 1994 года ситуация на комбинате ухудшилась, деньги платить перестали, поэтому Валерий ушел « в свободное плавание». Организовал производственный кооператив, занимался «челночным» бизнесом, держал стоянку возле «Электрона». В 2001 году вновь вернулся на комбинат. Говорит, не получалось долго засиживаться на одном месте.
О насосах,
подшипниках и системе 5С
— Когда устраивался на комбинат, заполнял анкету. Помню, написал: «Умею принимать нестандартные решения», — рассказывает Валерий Джумагазыевич. – Приведу несколько примеров, чтобы стало понятно. Предположим, у нас на линии покраски стоят английские вентиляторы или насосы. И из строя вышла только одна маленькая деталь — подшипник. Но их не выпускают с 70-х годов. Что делать? Есть специальные заводы, где подшипники реставрируют. А можно их сделать в наших условиях. Или работают, к примеру, 4 насоса, и соответственно, потребляют очень много энергии. А можно так обвязку сделать, что вместо четырех будет работать два. Согласитесь, экономия электроэнергии получится значительная.
Валерий Нурманбаев приводит еще один пример: у насоса есть специальная система сальников с графитовыми кольцами. Как они сделаны, никто не знает. Деталь в случае поломки нужно заказывать и платить за нее 100 евро. А Валерий может изготовить ее за два часа. Как доказательство — насос с изготовленной им деталью работает с ноября прошлого года. Раньше остановившиеся из-за поломки детали насосы за ненадобностью убирали на склад, а потом выбрасывали.
— У нас на участке есть еще одно ноу-хау, — продолжает Валерий. – К примеру, забиваются металлические трубы в санпомещениях, и мы сразу меняем их на пластиковые. Я покупаю нужный по размеру кусок трубы, и чтобы прикрутить к ней шланг или смеситель, прямо на трубе нарезаю резьбу. Хотя по-хорошему, ее нужно дополнительно купить и припаять. А у нас получается экономия. Недавно мы меняли питьевой фонтанчик. Наш был некрасивый. Я случайно зашел на вторую линию, а там выбросили нержавейку, черную, ее, наверное, никогда не мыли. Мы замочили ее на полмесяца в растворе соды, потом оттерли наждачкой, провели к ней пластик.
По словам Валерия, отдельный вопрос – порядок с инструментом. На рабочем месте Валерия Джумагазыевича он идеальный.
— Видите, как у меня висят инструменты, — показывает снимки Валерий. — Такая система у меня была еще 10 лет назад. Никаких систем 5С тогда не было. Мне просто было так удобней работать. Я думаю, что, если у тебя 5С в душе, только тогда и будет порядок. Заставить человека полностью перестроиться, наверное, нельзя.
На рабочем месте Валерия висят и грамоты за рацпредложения. Всех вместе их около сорока. Когда-то за каждое свидетельство выплачивали премию – 25 000 тенге. Сейчас деньги платить перестали, но рационализаторских идей у Валерия Нурманбаева меньше не стало.
— Свои предложения мы готовим вместе с моим коллегой Сергеем Карповичем, — говорит Валерий. – А, в общем, у нас очень много толковых ребят — Александр Одиноков, Виктор Ли, всех и не перечислишь. Это люди, на которых можно положиться. Отдельное спасибо работникам ЦРМО-3 — всем мастерам, токарям. Потому нужные детали мы ходим точить к ним. И при необходимости они могут посоветовать, как сделать лучше, не остаются равнодушными.
Двухэтажная квартира
и армстронг по авторскому проекту
Дома Валерий Джумагазыевич такой же рационализатор, как и на работе. Он прорубил вход на чердак из своей квартиры, и оборудовал наверху летнюю террасу из двух жилых комнат. Валерий столкнулся только с одной проблемой – ни одна из темиртауских фирм не бралась изготовить мансардные окна. Такие, которые крепятся на скатной крыше. В итоге раму вставили в перевернутом виде, так, чтобы она открывалась наружу. Валерий замазал щели герметиком, а над окном соорудил козырек, чтобы дождь не стекал по стеклам, и с потолка не капало в комнату.
Валерий построил внутри двора гаражи, провел в них из квартиры свет. Потолок сделал под армстронг. Купил большие листы тонкого пенопласта и закрепил их к стенам и потолку профилем для гипсокартона. Получилось недорого и эстетично.
— Много чего я переделал в жизни, — говорил Валерий Нурманбаев. — Не знаю, почему мне это интересно. Может, просто понимаю, что от этого есть практическая польза. Если надо, покупаю инструменты, детали в цех за свой счет. Денег на это не жалею. Я от этого не обеднею, и богаче не стану. У меня есть жилье, работа. До пенсии осталось пять лет. 2,5 млн пенсионных я уже вложил, еще пять лет отработаю, с учетом вредности сумма заметно увеличится. Так что старость свою я обеспечил, можно и для общего дела постараться.
Наталья Прончатова