О буднях и праздниках начальника цеха

Начальник ЦВС Ирина Алексеева единственная от Темиртау была приглашена на прием акима области Бауржана Абдишева в честь празднования 8 марта. Мы встретились с Ириной Владимировной после всех праздников и в преддверии ее дня рождения, чтобы поговорить о встрече с акимом, о наступившем, самом напряженном для цеха водоснабжения, периоде, и о том, насколько сложно быть начальником цеха крупного промышленного предприятия.

— Ирина Владимировна, наверняка, женщине непросто быть начальником цеха.
— Так же, как и мужчине. Мне, может быть, даже в чем-то легче. Я всегда говорила: мужчинам сложнее, они не плачут. Женщина может поплакать, снять стрессовую ситуацию. Если говорить об отношении мужчин на работе, я понимаю, что они во многом идут мне навстречу, относятся с пониманием.

— Вы редко бываете в своем кабинете? Вас трудно найти на рабочем телефоне.
— Во-первых, есть обходы по ТБ, это святое дело. Кроме того, у ЦВС сейчас самый сложный период. Если для ТЭЦ это — морозы, то для нас – начало весны. Начинается массовое таяние снега. Паводок приносит много проблем. Если в цехах зимой было что-то заморожено, то весной все это начинает оттаивать. Мы постоянно бегаем, перекрываем воду. Потому что на весь комбинат на водопроводно-канализационные сети у нас всего 23 человека. В смене — восемь. По весне короткие замыкания не редкость – то там вода попала, то здесь. Если задымил двигатель на одной насосной, на другом конце комбината исчезло напряжение. Поэтому мы должны работать очень оперативно. То же по фекально-ливневой канализации. То, чем зимой посыпают дорожки, весной вместе с талой водой стекает в ливневую систему, и она забивается. Благо, у нас есть акваджет.

— То есть, Вам приходится курировать все подряд.
— Так и есть. В технических вопросах мне, конечно, ориентироваться сложнее, хотя за столько лет работы и в подшипниках научилась разбираться, и в валах. Самое главное для нас – это бесперебойная подача воды. Какая бы аварийная ситуация ни случилась, надо постараться не остановить ни один цех.

— До назначения на должность начальника цеха Вы работали заместителем. Сомнений при назначении не возникало?
— Я трезво смотрю на вещи. Был бы другой кандидат – мужчина, конечно, поставили бы его. Но в нашем цехе большинство работников — женщины. Когда я пришла в цех, здесь была только одна женщина-руководитель. А сейчас у нас все начальники смен – женщины. И я этим даже горжусь.

— На одном из «круглых столов» Вы озвучили проблемы цеха – износ оборудования, недоштат. С того времени что-то изменилось?
— На ремонтах у нас работает подрядная организация. Что касается технологии, после определенных усилий и некоторых остановок (из-за отсутствия машинистов простоял сортопрокатный цех), нам дали из ЛПЦ-3 четырех человек. Сейчас они проходят обучение. Но средний возраст машинистов цеха – 41 год, молодых очень мало. И получается, что через пять лет одна треть работающих достигнет пенсионного возраста, и проблема дефицита кадров станет еще острее. Надо проводить модернизацию, и за счет этого высвобождать людей. Комбинат не молодеет, и, кстати, в этом году ЦВС исполняется 55 лет. У нас есть проект, по которому мы сможем закрыть фильтровальную насосную станцию и очищать оборотную воду непосредственно фильтрами в СПЦ и ЛПЦ-1. Это позволит нам высвободить четырех машинистов. Их можно будет перевести на другие участки или поставить взамен тех, кто уйдет на пенсию. Но пока проект находится в стадии разработки.
Сейчас стало сложно работать и потому, что люди не успевают приобрести достаточно опыта. Считается, что, если человек сидит пять лет на одном месте, потом его надо переводить на другой участок, потому что он перестает «расти». Но я считаю, что, если человек — профессионал своего дела, он должен работать там, где у него лучше всего получается. Тогда будет какая-то отдача. Конечно, мы тоже переводим людей с одной насосной на другую. У нас это получается по необходимости. Потому что люди уходят в отпуска, и их надо кем-то заменить. Но, когда человек 10 лет проработал на одной насосной, он определяет, как и что у него работает, только по одному звуку или свисту. Ставишь нового человека – и он ничего этого не знает.
Могу сказать, что молодежь не хочет у нас работать, потому что тяжело и заработки низкие. А те, кто остались, — прикипели к цеху, и только поэтому не уходят. Конечно, я в их числе. Своим работникам очень часто говорю: если все уйдут в основные цеха, кто останется здесь? Если не будет работать ЦВС, остановится весь комбинат. И на городе это скажется. Ведь мы обеспечиваем не только комбинат, но и город, в частности, питьевой водой. Подаем на ТЭЦ-2 Иртышскую воду, которая идет на горячее водоснабжение и отопление.

— Вы говорите, в ЦВС работает много женщин. Женским коллективом руководить сложнее, чем мужским?
— Я не согласна с этим мнением. Не вижу различий в том, кем руководить. Мужчины сейчас тоже достаточно сложные. Раньше их можно было взять окриком, сейчас это не помогает. Да, и если руководитель переходит на крик, это, в первую очередь, указывает на его бессилие.
Конечно, у людей бывает несовместимость, и в своей практике я с этим сталкивалась довольно часто. Поэтому, когда работала начальником смены, старалась ставить машинистов по складу характера. Сейчас я понимаю, что нашим людям приходится непросто, поэтому стараюсь понимать каждого, находить компромисс, в том числе, в решении производственных вопросов.

— У Вас в кабинете много кубков. За победы в рабочей спартакиаде?
— Да, ЦВС всегда активно в ней участвовал. Сейчас выступаем вместе с ГТСиГ. На соревнования идут, в основном, молодые, и одинаково хорошо успевают в разных видах.

— А Вы лично?
— В детстве занималась легкой атлетикой. А сейчас – нет, не до того. Лет пять назад попробовала участвовать в заплывах, но поняла, что не пловец. Если и хожу в бассейн, то только для себя.

— На спорт сил не остается?
— Бывает, что к вечеру не остается сил даже разговаривать. Чаще всего я прихожу домой, сажусь на диван и включаю телевизор. Под него очень хорошо думается — в основном, о работе. Я живу одна, дети выросли, живут в России, внуки далеко. Чем мне еще заниматься? Только работой.

— А в прошедшие праздники удалось хоть немного отвлечься? Какие впечатления остались от чествования на 8 марта? От приема акима области?
— Сейчас принято хвалить женщин как матерей, тружениц, общественных деятелей. И на этой встрече все это было отмечено. Женщин пригласили со всей Карагандинской области, в основном, учителей, врачей, работниц акиматов. А из производственниц я была одна. На банкет, конечно, не поехала. Мне надо было на работу, в тот день назначили очный рапорт. Но организация официальной части мне очень понравилась. Все было четко продумано, и от этого появилось чувство какого-то удовлетворения. С каждой из нас говорили на родном языке. Перед поздравлением и вручением подарка о каждой показали короткий фильм. Меня очень удивило, что после этих презентаций аким сумел запомнить нас по именам, и потом при награждении, даже если были заминки со стороны его замов, называл нас по именам безошибочно. Обычно людям этого ранга такие детали кажутся несущественными.

Из биографии Ирины Владимировны Алексеевой:
Родилась 8 апреля 1960 года в Темиртау.
Получила высшее образование по специальности «инженер – строитель».
Трудовую деятельность начала в цехе водоснабжения в 1978 году машинистом насосных установок.
С декабря 1990 года работала мастером, затем начальником участка. С 1999 года — заместителем начальника цеха.
С июля 2011 года является начальником цеха водоснабжения АМТ.
Проявила себя исключительно добросовестным, технически грамотным специалистом. Постоянно повышает свой технический и профессиональный уровень. В коллективе к ней относятся с глубоким уважением.
Имеет Орден Трудовой Славы III степени.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий