25 лет назад, 15 февраля 1989 года последний советский военнослужащий покинул территорию Афганистана. К юбилею этой памятной даты «Магнитка плюс» начинает цикл рассказов о людях, которые прошли войну, а ныне успешно трудятся на металлургическом комбинате. |
Вадим Васильевич Печеницын,
оператор агрегата непрерывного отжига термоотделения ЛПЦ-3.
На встречу с участниками войны в Афганистане, признаться честно, шел с волнением. Но вопреки расхожим убеждениям, люди эти оказались крайне радушными и доброжелательными.
Например, Вадим Васильевич Печеницын встретил меня с улыбкой, а о былых годах вспоминал без всякой злости, скорее даже с некоторым сожалением, что многих своих боевых товарищей не видел долгие годы.
Вадим Васильевич попал в советские вооруженные силы после окончания автошколы, где прошел курс водителей, после чего молодого солдата направили в учебку.
— Это была специальная афганская учебка, ее еще называли «Афганский карантин», — вспоминает Вадим Васильевич, — 4,5 месяца нас обучали езде по горным дорогам и в октябре 1987 года я попал в Афганистан. Служил в Чарикаре 45-ый инженерно-саперный полк, это 60 км. севернее Кабула. Это была знаменитая «Чарикарская зеленка», перевал Саланг, где в свое время ходило много духов. Возле Чарикара было еще знаменитое Пандшерское ущелье-логово.
Служил Вадим Васильевич водителем «Камаза» в автовзводе, где занимался перевозкой грузов: боеприпасы, снаряжение и провиант для полка.
— Постоянно были в разъездах, два-три дня отсидимся на базе и опять через перевал в сторону Советского Союза. Это был один из самых высоких перевалов в мире, его высота 3,877 м. Из-за сильных перепадов температуры, зимой технике было проблематично въезжать и спускаться. Летом же, постоянная жара и техника закипала. Ездили в те годы в составе колонн, участвовали в составе полка в боевых действиях с техникой.
Боевые действия Вадим Васильевич застал в 1987-1989, поэтому его полк покидал Афган одним из последних, после него выходили только Кабул и Баграм. Пришлось участвовать и в боевых действиях в составе полка, в городах Файзабад, Кундус, Кандагар.
Когда объявили в мае о выводе советских войск с территории Афганистана, Вадим Васильевич хорошо помнит этот момент. Но самое главное, как признается бывший Афганец, уходить со службы в то время совсем не хотелось.
— Объявляли о конце войны в местном клубе, говорили, что Горбачев хочет вывести войска. Лично мы — рядовой состав — не хотели уходить. Мы хотели уйти на «дембель», только отслужив полностью. Ведь вывод войск не простая штука, это необходимо готовить технику и съезжать с насиженных мест. Не хотели покидать Афган не смотря на войну, потери, потому что была традиция — улетать через Кабульский аэродром. Так получилось, что январе мы вышли, отправили нас дослуживать на Украину, через весь Союз. Два месяца на Украине мы были, честно сказать, никому не нужны. Только когда вышел приказ министра обороны, чтобы до майских праздников ни одного афганца не служило, тогда про нас и вспомнили.
Вернулся на родину Вадим Печеницын в мае 1989-го и тут же встал вопрос, что делать дальше? Выбор был между спортивной карьерой в футболе, в то время Вадим играл в составе ФК «Булат» или пойти на завод.
— Я уже не помню – как сделал выбор, сам или по совету мамы, но выбрал завод — это стабильная, по крайней мере в советские времена, работа. О выборе не жалею, занимаюсь футболом, играю за команду ветеранов города Темиртау.
Как поведал нам Вадим Васильевич жаловаться не приходится, да и, видимо, не привыкли просто люди той закалки горевать о нынешних временах.
— У меня много друзей осталось, благодаря интернету периодически общаемся, поэтому у меня есть с чем сравнивать быт афганцев. Я думал, что государство нас вниманием не балует. Но если сравнить с другими, скажу, что в Казахстане дела обстоят не самым худшим образом. Мы хоть получаем дотацию взамен льгот, не облагаемся налогом на автотранспорт и зарплату. Государство вспоминает о нас 15 февраля, спасибо за это! Профкому тоже благодарность большая за материальную помощь, ведь на заводе осталось всего 70 афганцев. Так что жаловаться на жизнь не приходится.
Главное — быть оптимистом, — заключил В. В.Печеницын.
Александр Иванович Шилин,
старший вальцовщик двухклетевого дрессировочного стана ЛПЦ-3.
До призыва Александр Шилин окончил Темиртауский строительный техникум по профессии техник-механик. Служил Александр в учебке в городе Львов на Украине, откуда в ноябре 1987 года молодого солдата направили в Республику Афганистан. Служить ему пришлось в провинции Шинданд пулеметчиком в мотострелковом батальоне.
— Приказ о выводе войск мы получили в 1988 году. Я помню, как уходил с хорошим настроением и чувством, что добросовестно отслужил весь срок. Наше подразделение выходило 4 февраля, так что я был в Афгане почти до самого конца.
В 1989-м году после окончания вывода войск Александр Иванович устроился на металлургический комбинат в цех белой жести.
— Я жил в старом городе, была возможность устроиться на сортопрокатное производство. Но по советам родственников и друзей, узнал, что построен новый цех белой жести, решил попробовать себя здесь. Устроился механиком, потом стал вальцовщиком. Работа металлурга была престижной в те времена во всех отношениях. Я попробовал новую профессию с азов, потихоньку освоил. Постепенно наращивал квалификацию и разряд.
После афганской войны Александр завел семью, воспитывает двоих детей и любит повторять, что все что нужно для жизни у него уже есть. Но два года службы в горячей точке не могут пройти бесследно, поэтому мы поинтересовались у него: как изменилась его жизнь, после увиденного в Афганистане?
— Служба в Афгане позволила приобрести жизненную закалку, я стал лучше разбираться в людех. Там, в принципе, сама атмосфера выявляет все лучшие и худшие качества человека. Даже, если не участвовал в боевых действиях, есть те, кто выполнял свой долг честно и ответственно, а те, кто нет. Конечно, есть те, чья психика не выдержала события тех лет. Но я, слава богу, отслужил без ранений и морально тоже выдержал. Это была хорошая жизненная школа. Благодаря Афганистану я приобрел много друзей в СНГ и за рубежом, даже в Прибалтике. До сих пор общаемся с ними.
Кирилл Жданов