Как добиться потерь от заболеваемости – этот вопрос обсуждали участники совещания, прошедшего 30 декабря в заводоуправлении. Каждый из присутствующих мог вносить свои предложения о том, что нужно сделать, чтобы снизить число больничных листов у работников комбината. |
Директор по ОТ, ТБ, промбезопасности и экологии Виктор Кобер объяснил причину, по которой было проведено собрание: в минувшем году ряд производств допустили рост уровня заболеваемости с коэффициентом выше 4. Оплата больничных листов составила порядка 4,2 млрд тенге.
— Надо заниматься этим. Сегодня этот вопрос стоит на контроле в корпоративном офисе, — пояснил Виктор Оскарович. – Потому что это наши люди и наши деньги. Порядка 30% всех больничных листов выписаны из-за простудных заболеваний. Если человек два — три раза подряд заболел, вы должны направить его на физиолечение, заставить его заниматься физзарядкой. И надо давать понять человеку, что, если он идет в цех с больничным листом, выписанным из-за соплей, окружающим это не нравится. Тогда в дальнейшем ваши люди будут вести себя совсем по-другому.
Виктор Кобер уточнил: речь идет не о тех, кто действительно болеет, а о тех, кто считает нормой сидеть по нескольку раз в год на больничных из-за простуд, когда другие за него работают. С такими людьми надо расставаться, считает г-н Кобер.
Начальник УМВ Александр Окунев привел следующую статистику: доля легочных болезней в общем числе заболеваний составляет 28%, болезней костно-мышечной системы – 19%, и такая ситуация прослеживаются по всем цехам. Половина больничных листов в цехах приходится на людей, которые болеют больше 3 раз в год. В КХП такое соотношение составляет 516 к 1026. Александр Окунев напомнил о еще одной проблеме: на комбинате есть работники, которые берут больничные листы, чтобы поехать в отпуск, или отсидеться дома во время запоев.
— Главное предложение нашего управления состоит в том, чтобы возобновить нормальную работу инженерно-врачебных бригад (ИВБ). Для решения вопросов профилактики в большей мере задействовать физиокабинеты в цеховых здравпунктах и «Самале». Он предоставляет полный спектр услуг, но люди туда почему-то не едут. Мы были на АГП, КХП, уговаривали людей, но они категорически не хотят там лечиться. Может из-за того, что там нет дискотек и спиртного, но санаторий-профилакторий предназначен для того, чтобы оздоравливать людей, а не развлекать, — пояснил г-н Окунев.
Свои предложения внес председатель профкома КХП Геннадий Водовозов. По его мнению, говорить о «Самале», как о палочке-выручалочке пока не приходится. Компания не вкладывает в его развитие достаточно средств.
— Не так давно в «Самале» проходило выездное заседание профактива, и мы давали свои предложения дирекции, как заманить туда людей. На наш взгляд, настроение человека, его интересное времяпровождение не менее важно, чем оздоровление. Нужны и сауна, и спортплощадки, тем более, что места для них там вполне достаточно. В чем выигрывает, к примеру, «Жартас»? Там есть все для отдыха и лечения, включая отличную природу. А в «Самале», сколько бы мы ни говорили о массовой посадке деревьев, их высаживают очень мало.
Геннадий Водовозов напомнил и о необходимости выдачи зимней спецодежды тем, кто работает на ветру и в мороз. Рабочим нужны телогрейки с капюшонами, теплые пояса, хорошая зимняя обувь. Председатель профкома отметил и тот факт, что коксохимики жалуются на врачей поликлиники – они не долечивают людей и стараются побыстрее их выписать. А это влияет на частоту заболеваний и, как следствие, на коэффициент абсентеизма.
На совещании выступили и медработники поликлиники №1. Они высказали свою точку зрения по поводу того, как руководители цехов могут повлиять на улучшение показателей по заболеваемости. Зам. заведующего поликлиникой №1 по ВКК Умутай Ахметова предложила давать работницам цехов, которые часто берут больничные листы по уходу за детьми, отпуск в летнее время, чтобы женщины могли съездить на море и оздоровить детей. Кроме того, «Самал» мог бы получить лицензию на оздоровление детей работников комбината. Зав. промотделением поликлиники №1 Людмила Мельникова отметила те цеха, где практикуют индивидуальный подход в вопросах охраны здоровья работников и профилактики заболеваний.
— Несложно отследить, представители каких профессий болеют чаще остальных. По нашим данным, это крановщики. Потому что не все краны застекленные, и не все обеспечены кондиционерами. Что касается инженерно-врачебных бригад, то медики и начальники цехов должны работать сообща, только тогда от них будет польза. Мне очень нравится, как эта работа поставлена в ЛПЦ-1, по каждому работнику вопрос там решается индивидуально. В итоге и заболеваемость снижается, и люди чувствуют о себе заботу.
Итог встречи подвел Виктор Кобер. Он обобщил все выступления и сделал вывод, что основную ставку необходимо сделать на нормальную работу инженерно-врачебных бригад. В их состав должны входить начальники цехов, цеховые врачи, медработники поликлиник, представители профкома. В прежние времена такие бригады не забывали ездить по домам, проводить регулярные заседания, на которых в индивидуальном порядке решали вопросы о создании условий труда для тех или иных работников, продумывали необходимые профилактические мероприятия, решали, что делать с «липовыми» больными. Чтобы возобновить эту практику, нужно составить график работы бригад с проведением совместных заседаний. Кроме этого, нужно возобновить посещения цеховыми врачами производств и тоже в соответствии с составленным расписанием.
А чтобы руководители цехов знали о положительном опыте по оздоровлению рабочих в цехах, нужно публиковать информацию об этих наработках в СМИ, чтобы она была доступна всем.
Наталья Прончатова