С 1 марта 2009 года согласно приказу генерального директора АО «АрселорМиттал Темиртау» из состава компании были выведены сразу три подразделения – трамвайный парк, чулочно-носочная фабрика «Актекс» и гостиничный комплекс, объединенные в одно предприятие ТОО «Renaissance KZ». Подобное отделение оказалось для металлургического комбината весьма выгодным – удалось заметно сократить штатную численность и снизить административно-хозяйственные расходы на содержание зданий и сооружений. Но вот как прошло отделение для самих подразделений и каким выдался год их самостоятельной деятельности?
Уже на первых порах отделения из состава комбината, многим показалось странным, как в одно предприятие ТОО «Renaissance KZ» можно объединить, казалось бы, совершенно разные подразделения? У каждого из них свой ассортимент товаров и услуг, своя достаточно узкая специализация. Но, тем не менее, 236 работников трамвайного парка, 140 работников предприятия «АКТЕКС» и 76 работников гостиничного комплекса с марта 2009 года стали работать одной командой обособленно от комбината, что вызвало немало затруднений. Так, пришлось усилить собственный административный штат, ведь такие элементарные вопросы, как начисление заработной платы или поиск поставщиков и клиентов, теперь вновь созданное предприятие решало самостоятельно. Той же участи подверглись вопросы модернизации оборудования и выполнения ремонтов. Попробуем проанализировать ситуацию в каждом из вошедших в ТОО «Renaissance KZ» структур.
Гостиница теряет клиентов
Печально, но сегодняшнее состояние одной из самых престижных гостиниц города – «Steel», оставляет желать лучшего. Блеклый фасад, отсутствие современной мебели в номерах, перебои с водоснабжением, – вот лишь малая часть проблем, с которыми пришлось столкнуться постояльцам и обслуживающему персоналу.
За тот год, что гостиничный комплекс существует отдельно от комбината, число клиентов уменьшилось в разы. Оправдания, что в город стало приезжать меньше гостей, или, что они теперь чаще пользуются съемным жильем, и даже то, что в других гостиницах посетителям более уютно и комфортно, вполне поддаются объяснению. Но почему на комбинате стали реже заказывать номера для иностранных специалистов, приезжающих на завод, и почему столь частые ранее конференции и семинары теперь для гостиницы редкость? Это остается загадкой.
Нездоровый климат в коллективе создает и другая ситуация – со всеми трудоустраивающимися в гостиничный комплекс, куда кроме «Steel» входит и гостиница «Восток», сегодня заключают не трудовые договора, а договора на оказание услуг. Последние фактически гарантируют только получение заработной платы без социального пакета и записи в трудовой книжке. А, значит, о безоблачной старости после выхода на пенсию работникам думать проблематично.
– Кроме того, все вопросы решаются лишь по истечении времени – замечают работники гостиниц. – Это вызывает много сложностей при устранении текущих проблем, требующих оперативного решения, таких как ремонт протекающей крыши, устранение неполадок в водоснабжении и даже уборка снега у центрального входа. Администрация гостиницы, стремясь лишь получать прибыль, отказывается выделять средства на модернизацию и улучшение условий для арендаторов, число которых тоже сокращается. Если так пойдет и дальше, то в скором времени от некогда лучшей гостиницы останутся лишь воспоминания.
В планах трампарка – ремонты путей и подвижного состава
Прошедшая зима для работников трамвайного парка стала настоящим испытанием на прочность. Особенно сложно пришлось ремонтникам, ведь необходимо было не только поддерживать в хорошем состоянии уже имеющиеся вагоны, но и проводить модернизацию и адаптацию в наших условиях двенадцати новых вагонов – подарка к 50-летию цеха от АО «АрселорМиттал Темиртау» в рамках меморандума, заключенного с областным акиматом.
Большинство старых вагонов уже старше 30 лет. Обильные снегопады и морозы вызвали много повреждений, особенно ходовой части вагонов. Пришедшая весна, вызвавшая обильное таянье снега, также принесла массу неудобств – многие участки трамвайного пути (рельсы) оказались затопленными. Было принято решение не выводить на линию новые вагоны из-за угрозы повреждения электрооборудования, которое расположено под рамой трамваев.
За 50 лет эксплуатации в плачевное состояние пришли трамвайные пути. В этом году планируется отремонтировать 8 – 10 км из них. Как уверяет руководство трамвайного парка, для этого будут приложены все усилия.
По заданию акима области на проспекте Республики необходимо установить новые опоры, исключив существующие сегодня растяжки проводов контактной сети. Декоративного исполнения опоры будут изготовлены силами АО «АрселорМиттал Темиртау». Их монтаж планируется завершить к концу июня, трамвайному парку в ночное время суток поможет в работе ТОО «Темиртау-Жарык».
Что касается сотрудничества с АО «АрселорМиттал Темиртау», то ничего существенно не изменилось. Как и ранее комбинат, по договорам, оказывает трампарку поддержку и содействие. Большим подспорьем является помощь комбината в снабжении материалами. Правда, запасные части для ремонта вагонов приходится закупать самостоятельно. На сегодняшний день на поставку комплектующих заключены договора с несколькими поставщиками из России.
Срок пошива спецодежды заметно увеличен
И это не единственная проблема, с которой столкнулись работники чулочно-носочной фабрики «Актекс», выйдя из состава комбината. К примеру, пришлось увеличить цену на спецодежду на величину налога на добавленную стоимость. Став юридическим лицом, пришлось в цену на свои изделия включить и эти затраты.
Усложнилась схема работы с заявками на спецодежду от АО «АрселорМиттал Темиртау». Сейчас сначала приходит заявка на изготовление изделия. В «Актексе» рассчитывают ее цену и предлагают комбинату, только после согласования приступают к ее исполнению. Тогда как раньше любой цех металлургического предприятия мог привезти заявку и ожидать изготовления заказа. Уже потом, по факту затрат, предъявлялся счет комбинату. Эта схема работала эффективно. Сейчас время от подачи заявки до ее подтверждения и начала пошива намного удлинилось, что создает неудобства «АКТЕКС» и заказчику.
Кроме того, бремя расходов, которые раньше нес АО «АрселорМиттал Темиртау», теперь легло на плечи предприятия. «АКТЕКС» самостоятельно оплачивает счета по таможенным сборам и пошлинам, транспортные расходы по доставке сырья, которое поступает из ближнего и дальнего зарубежья, а также счета за сертификацию товара и услуги санэпидемстанции по предоставлению нужной документации.
При отделении численность работников, в частности, производителей изделий, сразу сократилась на 20%. Швеи с участка спецодежды и чулочно-носочного производства покинули предприятие, точнее не стали переходить в него, а остались на комбинате. Кроме того декретницы сегодня также не возвращаются в «АКТЕКС», предпочитая остаться на комбинате.
Это повлекло уменьшение возможных объемов производства собственными силами. Вместо приема новых работников (за это время успела устроиться только одна швея) администрация предприятия пошла по пути изготовления изделий на стороне. Тысячами ватные брюки и куртки, костюмы х/б и носки стали производиться в Индии и уже готовыми доставляться на предприятие. Специалистам «АКТЕКС» приходилось вкладывать собственные трудозатраты на переделку этого товара, переупаковку изделий, проверку качества, вместо того, чтобы эти изделия изготавливать самим.
Кроме того, работа по пошиву спецодежды, которую швеи не успевали делать своим маленьким коллективом, отдавалась в другие швейные фирмы Темиртау и Караганды. Тогда как ни одна из этих фирм не может производить изделия так же быстро и качественно, как специалисты «АКТЕКС», благодаря наличию специального оборудования и высокой квалификации швей.
Увеличение времени производства спецодежды вызвано еще и тем, что сегодня на предприятии работает только один конструктор, в обязанности которого входит и разработка принципиально новой конструкции моделей и построение лекал.
– Одно дело сшить единичное изделие, другое дело запустить в производство целую группу со всем разнообразием размеров и ростов, – сетуют специалисты «АКТЕКС». – Так, стандартных размеров 6, а стандартных ростов – 3. Таким образом, 18 размеро-ростов должен построить конструктор только на одно изделие, чтобы запустить его в производство. И это при том, что лекала изготавливаются на бумажной основе, и только потом переносятся на картон для того, чтобы работники раскройного цеха могли с ними работать.
Чтобы облегчить труд конструктора «АКТЕКС», как воздух, нужна система автоматизированного проектирования конструкции лекал и раскладок деталей, стоимостью около 50 тысяч долларов. Это значительно ускорит процесс разработки и запуска в производство новых изделий. Но по причине высокой цены администрация отказывается ее закупать, хотя она очень нужна.
К примеру, у комбината появилось желание для группы «Прогресс» разработать новую спецодежду. Костюмов в заявке всего 28 единиц, из которых 6 размеро-ростов. Каждый комплект лекал на одну единицу изделия включает в себя 54 детали, которые нужно построить, размножить согласно размеров и ростов, проверить сопряжение всех срезов, точек и так далее. Чтобы сшить 28 костюмов, швеям нужно затратить несколько дней, но чтобы разработать комплект лекал нужно потратить больше месяца. Помимо этого, много спецзаказов для групп трудящихся с нестандартными размерами (полных или рослых), на которые тоже строятся индивидуальные лекала.
Сегодня идет разговор об увеличении количества швей на участке спецодежды. По расчетам начальника цеха для обеспечения потребности в спецодежде стального и угольного департаментов их должно быть примерно 80 человек. В швейном цехе на сегодняшний момент работает 50 человек. 2 месяца назад было предложение принять хотя бы 10 человек, но до сих пор вопрос об их трудоустройстве так и не решен. Хотя 8 человек уже попробовали свои силы на производстве и прошли тестирование.
Отдельно хотелось бы остановиться на состоянии крыши предприятия. В 2008 году подрядчик произвел ремонт. Тысячи квадратных метров были закрыты металлическим листом, но уже в первые дожди в помещении стала собираться вода. Сегодня она – настоящее бедствие: сырые помещения, потеки на стенах, плесень, влажный воздух, мокрая обувь, залитые электрощиты. Проблема с крышей мешает более компактно разместиться производству на одном этаже здания. Администрации приходится нести необоснованные убытки на содержание и ремонт огромного здания. Подрядчик же отказывается исправлять свои ошибки по ремонту крыши.
Колдоговор не для всех?
Когда производился аутсорсинг гостиничного комплекса, предприятия «АКТЕКС» и трамвайного парка, было оговорено, что для работников этих структур в течение двух лет будет действовать тот же коллективный договор, что и для трудящихся АО «АрселорМиттал Темиртау». Это подразумевало сохранение всех гарантий, льгот, то есть распространение всех доплат и выплат, проводимых на комбинате.
Но на деле все оказалось не так просто. К примеру, индексацию заработной платы за 2008 год на комбинате на 7,5 % произвели еще с октября 2009 года, и размер компенсационных выплат для металлургов составил 45000 тенге. Для работников ТОО «Renaissance KZ» индексацию на 7,5 % провели лишь с марта 2010 года, а размер компенсационных выплат решили дифференцировать – трамвайному парку – 20000 тенге, предприятию «АКТЕКС» – 18000 тенге и гостиничному комплексу – 16000 тенге. Все потому, что нынешняя администрация для полноценных выплат не нашла средств.
В борьбе за повышение зарплаты и выплаты индексации столкнулись интересы трех сторон: трудового коллектива, администрации АО «АрселорМиттал Темиртау» и администрации ТОО «Renaissance KZ». Директор ТОО «Renaissance KZ» был согласен поднять зарплату работникам, при условии, что АО «АрселорМиттал Темиртау» станет закупать спецодежду по более высоким ценам. В свою очередь руководство АО «АрселорМиттал Темиртау», естественно, отказалось от дорогостоящей спецодежды. А коллектив стал невольным заложником ситуации.
Вообще, говоря о ценах, стоит отметить, что договор № 495 между ТОО «Renaissance KZ» и АО «АрселорМиттал Темиртау» имеет пункт, который гласит – «обслуживающая компания (ТОО «Renaissance KZ») будет предъявлять счета АО «АрселлорМиттал Темиртау» за свои услуги не выше себестоимости 2008 года». Как же в такой ситуации быть с тем, что с каждым месяцем дорожает сырье (например, сукно подорожало на 30 %, другие ткани – от 10 до 15 %), электроэнергия и другие услуги?
В сложившейся ситуации трудовой коллектив по предложению директора ТОО «Renaissance KZ» А.К. Хада составил мероприятия по уменьшению затрат на производство, над которыми будет работать.
Работники всех трех подразделений ТОО «Renaissance KZ» признают, год выдался далеко не самым легким. Пришлось решать целый ворох проблем и вопросов. Но тем не менее, люди с надеждой смотрят в будущее, уверены, что реализация больших планов для их предприятия еще впереди.
А.Исланова