Нелля Васильевна Гайворонская, аппаратчик 4 группы химцеха ТЭЦ-ПВС, проработала на станции 28 лет. По отзывам ее коллег, она всегда была и остается очень разносторонним человеком, с множеством интересных увлечений, общительной и неравнодушной к проблемам цеха. |
— Раньше бывало так: если нарастает недовольство тем, что происходит на заводе, я обзваниваю все бригады, говорю, что хочу вынести проблемные вопросы на общее обсуждение, интересуюсь мнением людей на этот счет, — рассказывает Нелля Васильевна. — Сейчас мы очень хорошо работаем с председателем нашего профкома Натальей Островской. Если люди говорят со мной о проблемах, я передаю это Наталье, и она поднимает наболевшие вопросы на оперативках. То есть, у нас есть постоянная связь, мы работаем в едином тандеме. И могу сказать, что на ТЭЦ-ПВС всегда была очень сильная профсоюзная ячейка.
— А цеховые проблемы можете сравнить: прошлые и нынешние?
— Раньше было радостней работать. Спокойней. Потому что ремонты делались качественно и вовремя. А сегодня на комбинате все падает и рушится. У нас даже в АБК пыль слоем на столах лежит. Года два назад остро стоял вопрос нехватки людей. Но когда объявили, что мы стратегически важный объект, к нам понемногу начали переводить людей из других цехов. Сейчас с технологическим персоналом проблем почти нет, а ремонтников все так же не хватает. И, если учесть, что в жару приходится работать возле горячих насосов, самой крутить тяжеленные задвижки, потому что дневных слесарей у нас почти не осталось, то наша работа, я думаю, никому не покажется легкой. Но выручает слаженность в работе, взаимозаменяемость. Начальники смен грамотные, со сложными вопросами можно обращаться к ним.
— О вас отзываются, как об активисте, общественнице. На ваш взгляд, чем можно сплотить людей, поднять их дух? Сейчас, наверное, это очень важно.
— Людям всегда хочется праздника. Чтобы отдохнуть от работы, на время отойти от проблем. И я рада, что в нашем цехе все праздничные даты отмечаются неформально, весело, и бывает, что на таких мероприятиях человек, которого ты, казалось бы, очень хорошо знаешь, вдруг проявляет себя с неожиданной стороны. Начинаешь по-другому смотреть на людей, терпимее относишься к их недостаткам. А из таких мелочей и складывается жизнь коллектива, люди становятся более сплоченными.
— Работаете на комбинате почти тридцать лет, накопили большой производственный и жизненный опыт. Как сами оцениваете то, чего достигли?
— Я вырастила сына, который стал самостоятельным человеком. Растут двое внуков. И у меня есть работа, которую можно назвать делом жизни. В цех я, наверное, пришла неслучайно. Темиртау – не мой родной город, я родилась в Балхаше. Могла бы, наверное, работать и там. Но хотелось серьезных перемен. Я успела поработать на Харьковском Электромеханическом заводе, а потом сестра позвала в Темиртау, на комбинат. Она и ее муж много лет здесь работали, потом ушли по СДУ. Я помню, как сюда приехала, решала все возможные бытовые проблемы. Наверное, год ходила в профком ОГЭ. Тогда его председателем был Виктор Петрович Щетинин, и ни одну мою просьбу он не оставил без внимания, помогал всем, чем мог. Сейчас получается, что у нас трудовая семья, потому что за мной на производство пришли мой сын и племянник. В прошлом году я получила звание «Ветеран комбината».
— Ваши коллеги говорят, что вы не перестаете их удивлять и в другом: пишете стихи, поете, увлекаетесь спортом. Вы в поиске или просто хотите жить насыщенной жизнью?
— Я такая по натуре: увлекаюсь то одним, то другим, то третьим. И если уж я чем-то заинтересовалась, год, два, три буду этим жить. Потом успокаиваюсь, и год — два меня нет. Потом появляется новый интерес. Раньше я писала стихи, они шли легко. Иду по улице, улавливаю какой-то ритм, и начинаю сочинять строки. Их надо быстрее записывать, чтобы не забылись. Сейчас пищу редко, нет той легкости в сочинительстве, что была раньше. Все свои стихи храню в тетрадках, и почти не публикую.
Был «спортивный» период. Выходила на берег озера по утрам и бегала. Выступала за цех в легкоатлетической эстафете. Агитировала подружек по работе, и вместе мы ходили на занятия в спорткомплекс. Сейчас бегать не могу, болят ноги.
Бывали периоды настоящего кулинарного творчества. Но тогда было, кому готовить. Мы жили вместе с сыном, и я могла жарить и варить целый день, не замечала, как проходит время. Салаты, колеты, супы – соусы разные придумывала. Сейчас, если остаюсь дома, чаще всего вяжу носки для сына — толстые, под рабочие ботинки. И сам процесс нравится, мысли текут свободно, о многом успеваешь подумать.
— О будущем, о новых творческих планах?
— Я всегда думаю, что у меня еще все впереди. Еще много времени что-то сделать, испытать новое. Если бы у меня было достаточно средств, я начала бы путешествовать — в Индию, на Памир, в Гималаи, чтобы пройти по следам великих людей. Хотелось бы увидеть Енисей, пять магических озер Омской области. И, конечно, пятое озеро, потому что его мало кто видит. Хотела бы научиться ездить на коне. А, в общем, хочется свободы, потому что есть ощущение тяготы, застоя. В период свободы наступает легкость мыслей, и чтобы ты не делал, все в радость. Хочется, чтобы этот период поскорее наступил.
Наталья Прончатова
Валентина Шепеленко