Удаленность цеха очистных сооружений порождает автономию со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. Специфика предприятия такова, что его нельзя остановить ни на секунду. Сточные воды поступают непрерывно, и работники ЦОС обязаны несмотря ни на что чистить воду. Режим работы очистных сооружений нарушается из-за аварий с отключением электричества. В зимний период вероятность аварий возрастает. Ожидают ли в цехе проблемной зимы, обеспечит ли оборудование ЦОС бесперебойную работу предприятия, свойственны ли подразделению проблемы большинства цехов комбината, к примеру, нехватки персонала, — об этом «Магнитке плюс» рассказал начальник цеха очистных сооружений Владимир Григорьевич Тимошенко. |
В цех мы приехали после первой сентябрьской бури, которая привела к отключению электроэнергии во многих районах города и, в том числе, в ЦОС. На 40 минут цех остался без света. Часть оборудования была затоплена, режим работы очистных сооружений – нарушен, к счастью, без серьезных последствий. К слову, электричество по основной линии в цех дали только через четыре часа.
— Электроэнергией мы снабжаемся по самому высокому приоритету, потому что очистка воды – очень энергоемкий процесс, — поясняет Владимир Григорьевич. — У нас есть резервная линия на10 кВольт, ее построили лет 10-15 назад, и два ввода по 35 кВольт. В случае аварий нам подают энергию по резервной. Но так как и высоковольтные линии уже поизносились, оборудование не новое, вероятность аварий возрастает.
Резерв для ЦОС – первая необходимость
— Конечно, мы зависим от комбината, потому что когда там плохо, это сказывается на поставках оборудования и запчастей, — рассказывает Владимир Григорьевич. — Но в основном цех работает достаточно автономно. Он удален от города и единственное, что к нам оттуда поступает, это хозпитьевая вода и электроэнергия. Все остальное, включая отопление цеха и содержание оборудования, зависит от работы нашей автономной котельной. И, естественно, как мы ее подготовим к зиме, так и будем – греться или замерзать, третьего не дано. Нам никто не поможет, никто не даст пар и тепло
Если аварии происходят зимой, сетевые насосы в котельной без электроэнергии могут отключиться. В сильный мороз обесточивание насосной на 3-4 часа чревато разморозкой всей теплотрассы. И таких нюансов очень много, поясняет начальник цеха.
В ЦОС есть своя трансформаторная подстанция. Её и линии электропередач на территории цеха обслуживают цеховые электрики, поэтому к их квалификации предъявляются повышенные требования. Есть в цехе и своя ремонтная служба. Она необходима не только для плановых, но и аварийных ремонтов. Выходит из строя тот или иной насос — его тут же ремонтируют, и на время запускают резервный. Ремонты нужно делать как можно быстрее, чтобы обеспечить стабильную работу цеха.
— Цех сложный сам по себе. Хозяйство большое, разноплановое. Поэтому резерв нам необходим, — объясняет Владимир Тимошенко. — Учитывая нашу отдаленность, нам позволили сохранить пусть маленький, но свой парк авто- и спецтехники. Правда, он сузился до минимума. Худо-бедно решаем вопрос с трудовым резервом. В летний период мы останавливаем котельную, поэтому освобождается 9 человек. Они обучены для работы на разных участках, и могут работать как подменные во всех цехах. Мы отправляем их на участки, как палочку – выручалочку, тем более что летом работники цеха чаще уходят в отпуска, и им нужна замена. В зимнее время такого резерва уже нет.
Сейчас в ЦОСе начали обучать ремонтный персонал. Раньше ремонтников никогда не привлекали в качестве технологов. Но руководству ЦОС, так же, как и начальникам цехов комбината, не разрешено принимать людей со стороны.
— В позапрошлом году были приняты нормы численности для технологического персонала ЦОС. Сейчас несоответствие установленным нормам пока есть, но, по крайней мере, у нас появился документ, который позволяет требовать приема людей до установленной численности. Пусть даже из резерва комбината, — говорит Владимир Григорьевич. — За последние три года в цех почти не принимали молодых, а, в основном, людей в возрасте и с профзаболеваниями. Сейчас в ЦОС шестеро таких работников, им тяжело, и все-таки они работают, и они выручают. Если бы их не приняли, было бы еще хуже.
СДУ сильно бьет по всем цехам, считает Владимир Тимошенко, потому что уходят самые опытные работники, а взамен учить некого. Но задерживать человека, которому осталось 3 — 4 месяца до пенсии, с моральной и этической точки зрения тяжело, поясняет начальник ЦОС.
В ЦОС пока нет такой ситуации, как во многих цехах комбината, когда для обслуживания оборудования не хватает людей, и определенные участки остаются оголенными, резюмирует Владимир Тимошенко. Но цех бы и остается одним из самых ответственных участков предприятия.
— К нам идут все сточные воды из города, хозфекальные воды с комбината и часть технической, в основном, с ливневок коксохима. И есть нормативы, которым должна соответствовать степень очистки воды, которую мы сбрасываем в Нуру. Сами понимаете, какая ответственность лежит на нас, и какой ведется контроль со стороны природоохранных структур. Их не интересуют наши проблемы, не интересует, что к нам пришло. Мы должны чистить несмотря ни на что.
Из 87 человек, работающих в цехе, 59 — женщины. И они, по словам начальника цеха, самые ответственные работники. В ЦОС пока есть возможность держать человека на каждой насосной. Но две рабочие должности были полностью сокращены. Несмотря на специфику цеха, численность персонала, начиная с 1996 года, когда комбинат выкупила компания АМТ, неуклонно снижается. В механослужбе из почти 40 человек на сегодня осталось около 20, в лаборатории — 7 против 19. Электрослужба состояла из 15 человек, сейчас осталось четыре сменных электрика и два дневных. |
Наталья Прончатова