По маршруту трамвая-«двойки» с середины сентября пущен автобус «02». В первые дни обкатки маршрута металлурги высказали ряд замечаний по поводу его работы. Автобус ходит по расписанию, составленному с учетом смен, но между выездами на линию есть значительные промежутки. Кроме того, «02» хоть и дублирует трамвайный маршрут, но главного преимущества у него нет. За проезд в автобусе нужно платить. О том, как составляются автобусные маршруты и почему нельзя учесть все пожелания горожан, «Магнитке плюс» рассказал замначальника ОЖКХ Канат ЮСУПОВ. |
— Канат Болатович, решение об открытии «02» принималось с учетом мнения представителей профсоюза?
— Как вы помните, мы обсуждали вопрос корректировки нескольких автобусных маршрутов на заседании в профцентре «Жактау» И тогда были высказаны десятки пожеланий об изменении схем движения 3, 12, 23 автобусов, и открытии нового маршрута взамен трамвая «двойки». И такой маршрут с середины сентября появился. График движения мы предварительно осуждали с вашими председателями – Виктором Щетининым, Геннадием Водовозовым. Сейчас автобусы ходят с учетом начала и конца смен на комбинате. Были высказаны пожелания, чтобы первый автобус отходил от ТЭЦ-2 в 5-20. Нам пришлось поднимать специалиста по СМС, дежурного механика, но автобус мы выпустили. В первые дни мы выслушали множество жалоб, в основном, об интервале движения. Но мы проанализировали пассажиропоток, и оказалось, что при первом рейсе в салоне было всего около 15 человек. Конечно, это мало. Но в любом случае мы подождем, пока маршрут обкатается, и люди к нему привыкнут, а потом будем принимать окончательное решение.
— Сколько на это уйдет времени?
— В идеале дается два месяца, но перевозчик может отказаться и раньше, если маршрут окажется убыточным. Если маршрут пойдет, будем объявлять тендер.
— Работники комбината говорят, что «02» удобен не всем. Жителям микрорайонов сейчас проще добираться на «шестерке», чем идти к Экрану на «02». Раньше они также спускались к этой остановке на трамвай «двойку», но проезд в трамвае для них был бесплатным.
— Вспомните ситуацию с трамваем «двойкой». На АМТ обещали, что закрытие маршрута никак не скажется на рабочих комбината, потому что взамен трамваев будут пущены автобусы с бесплатным проездом для заводчан. Но эти обещания компания не выполнила. В свое время мы направляли письмо администрации «АрселорМиттал Темиртау», его копии – в горпрофсоюз и профсоюз «Жактау», о дотации двенадцатого маршрута. Для автоперевозчика он был убыточным, потому что водителям приходилось делать большой крюк и довозить рабочих до заводских проходных, когда в салоне было всего 2-3 человека. Если бы средства были выделены – мы предлагали порядка 2 млн тенге в месяц, мы бы оставили старый маршрут, и автобус без проблем ходил бы до КХП. Но мы получили отказ. Лично я не сторонник такой политики, чтобы мелкие предприятия поддерживали жизнь такого гиганта, как АМТ. Должно быть наоборот.
— На встрече с профактивом вы говорили, что, принимая решение об открытии новых маршрутов или изменении старых, вы учитываете интересы и жителей города, и предприятий-перевозчиков. И что сейчас о каком-либо навязывании маршрутов говорить не приходится.
— В тендерах на маршруты принимают участие от силы 2 – 3 автопредприятия, и предпочтение отдается тому, у кого более новые автобусы, ремонтные боксы и т.п. Но в Темиртау перевозчиков не так много, и из Караганды к нам тоже никто не придет. Там своих автобусов не хватает, и регулярность движения всего 60%. И при том, что доходы их предприятий в 3 — 4 раза выше, стоимость проезда будет еще увеличиваться — до 80 тенге. Могу сказать, что сейчас мы идем навстречу горожанам и в большинстве случаев учитываем их мнение по поводу открытия новых маршрутов или изменения старых, тем более, если оно высказывается большинством. Но эти же вопросы мы обсуждаем и с перевозчиками, потому что у всех принятых решений должны быть, в том числе, экономические обоснования. Убыточные маршруты никому не интересны. Мы можем сейчас пустить несколько новых автобусов, которые будут ходить во все возможные точки каждые пять минут, но тогда через три — четыре года все мы будем ездить на старых китайских автобусах, потому что автопредприятия развиваться не смогут. Прежде городские транспортные предприятия дотировались государством, но сейчас такого нет. Из городского бюджета могут быть дотированы только социально значимые маршруты, но чтобы их утвердить, существует довольно длительная процедура.
— Автобусные маршруты, которые соединяют город и заводскую зону, нельзя признать таковыми? Все-таки комбинат – градообразующее предприятие, и на нем держится весь город.
— Если по пути следования автобусов есть поликлиники, больницы, или на этом автобусе люди едут на дачи, а маршрут сам по себе убыточный, мы можем направить письмо в Областное транспортное управление о признании такого маршрута социально значимым. Решение принимается депутатами, на сессии облмаслихата. На сегодня мы подали заявки на пять маршрутов, — на дачи и в пригородную зону – Аккудык, лесхоз. И если наши заявки утвердят, мы имеем право просить в горбюджете денег на эти маршруты.
Наталья Прончатова