В профцентре «Жактау» прошло расширенное совещание с участием представителей «TEXTILE», УОТ и ТБ, службы снабжения комбината и профактива. Совещание было проведено по инициативе профсоюза в связи с многочисленными жалобами на перебои в поставке спецодежды на склады комбината, на качество и внешний вид рабочих костюмов и рукавиц. Участники встречи обсуждали и ряд других вопросов, к примеру, перспективы работы текстильного предприятия для АМТ, а также проблемы, которые есть в подразделении и которые мешают ему развиваться в полной мере. |
О спецкостюмах и утеплителях
Совещание длилось больше двух часов. На нем были продемонстрированы видеоролики о работе участков «TEXTILE», о масштабном ремонте, который там проводится. Главный технолог Татьяна Сударева рассказала и о планах по закупке нового оборудования, которое должно облегчить условия труда на предприятии и способствовать улучшению процесса изготовления продукции.
В ходе презентация Татьяна Сударева продемонстрировала образцы костюмов, которые шьют на «TEXTILE», для представителей разных профессий и служб. Рассказала об особенностях производства одежды с нанесением защиты от воды, температуры, сильных загрязнителей.
— Когда такой костюм завершен, мы вкладываем в карман этикетку с указанием, что эту одежду стирать нельзя, потому что защитная пропитка от такого воздействия исчезнет, и костюм потеряет свои первоначальные свойства, — поясняла Татьяна Сударева. – Спецкостюмы можно только чистить.
На презентации демонстрировали и образцы утеплителя, который используется при пошиве. Ватин в костюмах для рабочих идет трехслойный, и сам по себе этот материал очень тяжелый. Для одежды ИТР используется синтепон, он легче, но его качество после стирок резко ухудшается. Этим утеплителям есть альтернатива – американский «тинсулейт» со специальным двусторонним покрытием, не позволяющим волокнам материала проникать на подклад или верхнюю ткань изделия. Но этот материал дорогой, и его цена скажется на себестоимости костюма. Поэтому инициатива с размещением заказов с использованием дорогого утеплителя должна исходить от администрации компании.
В деньги упирается и вопрос использования более качественных, ярких и дорогих тканей и фурнитуры для пошива спецодежды. На презентации были представлены образцы оранжево-серых курток и брюк, выполненных по заказу Люксембургского офиса. Шить такие же для работников предприятий компании в Карагандинском регионе возможно, но обойдутся они дороже.
Татьяна Сударева рассказала и о том, почему «ТЕХTILE» предлагает комбинату одежду по расценкам выше, чем у конкурентов. По словам главного технолога, они не поступаются качеством ради цены, и, к примеру, при заказе товара строго выполняют все требования, которым должны соответствовать костюмы, включая плотность ткани, прочность пуговиц, толщину светоотражающих полос и т.д. Наиболее актуально это для одежды из брезента. Если она будет более тонкой, костюм порвется быстрее.
Об одежде для «скорпионов» и усовершенствовании спецовок
После презентации участники совещания задавали вопросы. Прозвучало много пожеланий доработать уже существующие костюмы так, чтобы они стали одновременно практичными и удобными. Тем, кто работает на высоте (кислородный цех), нужны высокие воротники на фуфайках, защищающие от ветра. Для курток ИТР аглодоменного производства — объемные карманы с «липами», чтобы тяжелые предметы (рации) из них не выпадали. Ремонтным службам нужны дополнительные нашивки на рукава спецовок, чтобы помещать туда инструмент. Слесарям КХП — одежда из такой же ткани, как у «красных скорпионов» — с защитой от температуры и масел. В той одежде, которая есть сейчас, ткань брюк быстро промасливается и вблизи огня масляные пятна прогорают. Есть нарекания и по качеству пошива: швы на брюках быстро рвутся.
— Возможно, брюки шьют слишком толстой иглой, и ткань начинается расползаться, — предположила Татьяна Сударева. – Мы проработаем этот вопрос.
Единодушными члены профактива оказались в том, что арселоровцам, которые работают на улице и много двигаются, нужно выдавать утепляющие пояса для спины (они предусмотрены на предприятиях угольного департамента). Согласились присутствующие и с тем, что спецодежда для ИТР и «элитных» служб комбината (самыми красивыми признаны куртки «красных скорпионов») сильно отличается от рабочих спецовок унылых расцветок. Татьяна Сударева поясняла: любые пожелания в отношении цвета, фасона выполнимы. Но, чтобы предприятие взялось за пошив обновленных вариантов, нужна официально оформленная заявка, которую цеха должны предоставить в службу по ТБ, а ее специалисты, в свою очередь, на «TEXTILE». Потом, как правило, шьются пробные образцы для носки, и, если им дается положительная оценка, костюмы отшиваются нужными партиями. По словам Татьяны Сударевой, в конце прошлого года, когда на предприятии формировали план на будущий год, в службе по ТБ ответили, что никаких заявок из цехов нет, поэтому особых изменений в пошиве спецодежды не предвидится.
Замначальника УОТ и ТБ Сергей Горбачев в свою очередь отметил, что специалисты управления не могут по своему усмотрению корректировать модели спецодежды, так как в каждом подразделении есть свои тонкости и нюансы. К слову, костюмы для «скорпионов» были сшиты не по заявкам управления, этим занимался исполнительный директор Иво Хмелик.
О ненадежных поставщиках и заказчиках
Сергей Горбачев задал наибольшее число вопросов представителям текстильного предприятия. Ему отвечали Татьяна Сударева и исполнительный директор «TEXTILE» Джаянта Чакраборти. По мере того, как они говорили, обозначился ряд проблем, с которыми на сегодня сталкивается «TEXTILE».
— Вот две пары рукавиц, одна – хорошего качества, другая – плохого, ткань здесь быстро рвется, — начал Сергей Горбачев. – Все рукавицы с вашего предприятия. Как вы это можете объяснить?
— В конце прошлого года администрация АМТ неожиданно для всех запросила большие партии спецодежды, пошив которой не был запланирован. Но нам сказали так: все будут уволены, если вы не выполните этот объем. Поэтому мы разместили свои заказы на других швейных предприятиях. Когда эти рукавицы пришли, мы провели выборочный контроль и очень много изделий отправили обратно, потому что они были низкого качества. Сплошной контроль не представлялся возможным, и определенная партия некачественных рукавиц, вероятно, была отправлена на комбинат. Но для нашего предприятия это – не система, а единичный случай, — пояснили представители «TEXTILE».
— Почему постоянно происходят перебои с закупом сукна для пошива спецодежды (для доменного и конвертерного цехов – авт.)?
— Долгое время мы закупали сукно в Башкирии, у компании, которая является единственным поставщиком этого материала. Но этот поставщик часто не справляется со своими обязательствами. Они не поставляют ткань даже при наличии 100 % предоплаты. Мы заплатили им в декабре прошлого года, и на сегодня не получили ни одного метра сукна. К тому же, в начале года это предприятие уведомило об увеличении цены на свою ткань на 40%. Сейчас мы предлагаем отказаться от суконных изделий и перейти на другие материалы, потому что мы зависим от очень ненадежного поставщика. Другой вариант – наладить поставки сукна с Украины, но качество этого материала ниже. Мы ждем образец ткани, чтобы сшить из нее костюмы и рукавицы и опробовать в цехах. Но в целом хочу сказать, что нам очень нужна группа, которая помогала бы нам определять те ткани, которые лучше остальных подходят к условиям работы на металлургическом производстве. Потому что в течение 3 последних лет мы не можем определиться с тем, что сейчас необходимо. Давайте решать такие вопросы вместе. Мы к этому готовы.
— В своей презентации вы упомянули, что выполняете заказы других предприятий. Не скажется ли это на своевременности и качестве поставок для АМТ?
— Когда нас выводили в аутсорсинг, нам говорили о том, что мы всегда будем обеспечены заказами от АМТ, и у наших людей всегда будет работа. В соглашении, которое было подписано, оговаривалось, что при отсутствии заказов комбинат обязуется оплатить нашим людям простой. Но с недавнего времени нам предложено участвовать в тендере наравне с остальными поставщиками. И наши конкуренты предлагают компании более низкие цены, чем у нас. Кроме того, наша работа с комбинатом не отличается стабильностью: нам могут дать заявки, а потом от них отказаться, или неожиданно запросить слишком большой объем. Но в таких условиях мы не можем планировать производство и гарантировать занятость наших людей. Поэтому мы идем на внешний рынок. Думаю, что в будущем мы будем работать нормально, потому что «TEXTILE» уступает конкурентам только в ценах на продукцию. Но низкие цены для компании – приоритет временный, связанный с кризисом.
— Какими ГОСТами вы пользуетесь при пошиве одежды?
— Советскими, разработанными в 70-х, 80-х годах, потому что Казахстан этим вопросом целенаправленно не занимается.
— Почему вы не применяете международные стандарты?
— Я повторюсь, что одежда, сшитая по европейским стандартам, обойдется компании намного дороже, чем та, которую мы шьем сегодня. На этой презентации мы намеренно показали изделия, которые носят в Европе, и с которыми Люксембургский офис настраивает нас работать в будущем. Наверное, тяжелые времена для комбината когда-то кончатся, и наступит улучшение. Наши люди начнут носить то, что носят в Европе. Потому что эту одежду носят дольше, и она выглядит лучше даже после двух лет носки.
На совещании говорили о невостребованном костюме, разработанном для доменщиков. Он легкий, изготовлен из особой ткани с огнестойкой пропиткой, и в нем удобно двигаться. Этот костюм может выдержать искры, брызги металла, но не защищает от конвективного тепла. То есть, там, где температура в желобе 1500 градусов. Рабочим в нем было очень жарко, поэтому в доменном цехе костюм не прижился. По предложению конвертерщиков, костюм будет передан в их цех для пробной носки. Возможно, он подойдет рабочим, и тогда можно будет говорить о массовом пошиве. |
Наталья Прончатова
Фото Николая Ковалева