Правление компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) надеется на помощь правительства и разработку совместной программы выхода из кризиса. Однако, по мнению главы кабинета министров Серика Ахметова, есть достаточно возможностей, чтобы улучшить ситуацию со сбытом продукции комбината, которые правление компании по непонятным причинам не использует. |
16 июля в Темиртау встречали главу и членов правительства, а также представителей различных госорганов. Визитеры прибыли с тем, чтобы ознакомиться с положением дел на комбинате. Первым объектом посещения стало место аварии на КХП, после члены правительственной группы посмотрели, как ведутся работы по реконструкции газоочистки конвертерного цеха. На расширенном совещании по вопросам деятельности АМТ представители ряда министерств и ведомств говорили о снижении объемов металлургического производства и вялой работе маркетинговой службы, высокой аварийности и небольших суммах средств, выделяемых на капремонты, частых пожарах и грубых нарушениях правил пожарной безопасности, а также о том, что из 70 мероприятий, запланированных на 2013 год по плану технического перевооружения опасных производственных объектов, выполнено только 16, остальные находятся под угрозой срыва. Глава правительства Серик Ахметов четко дал понять: визит на комбинат напрямую связан с нестабильной работой предприятия, которая проявляется, в первую очередь, в снижении производственных показателей и высокой аварийности. Вместе с тем, комбинат играет важную роль не только в экономике региона, но и всей страны.
С. Ахметов:
«Надо гибче проводить
политику менеджмента!»
За последние несколько лет складывается негативная тенденция снижения объемов производства на АМТ. За 2012 год было произведено продукции на 329 млрд тенге, индекс физического объема по отношению к 2011 году составил 86%. Выплавка чугуна снизилась с 3,1 млн тонн до 2,7 млн тонн.
На сегодня доля АМТ в черной металлургии составляет 38%, такое снижение напрямую влияет на индекс физического объема в целом по отрасли.
По словам замминистра индустрии и новых технологий Альберта Рау, снижение производственных показателей, в основном, связано со снижения рынков потребления продукции комбината.
— По поручению премьер-министра был проведен анализ в части внутреннего потребления отдельных видов продукции черной металлургии. По данным Агентства по статистике РК, она составляет 2,6 млн тонн при импорте 1, 9 млн тонн. При этом АМТ поставляет на внутренний рынок всего 639 тыс тонн, — сообщил г-н Рау. — Анализ использования арматурной продукции показал, что с 2011 на 2012 год ее потребление увеличилось больше чем на 200 000 тонн. Причем импорт составил 71%. По поручению главы правительства комбинат произвел 136 тыс. тонн и покрыл только 14%.
— Россияне, которые импортируют арматуру, проводят гибкую ценовую политику. Их потребители – крупные компании в Астане, где сегодня ведется масштабное строительство, и им отгружают столько, сколько надо – 5 тонн, 10 тонн и т.д. При этом у АМТ нет представительства, склада в Астане, и компания осуществляет только вагонную поставку. О двух филиалах, которые АМТ открыла в Алматы и ЗКО, мало кто знает. В южной столице, где по нашим прикидкам на стройках потребляется 70 — 80 тысяч тонн арматуры, АМТ продала всего 1800 тонн за год.
В этом году «Евразкаспийсталь» запускает в Костанае прокатное производство на 400 000 тонн с использованием российской заготовки, начинается строительство рельсобалочного завода в Актобе, на который также будут поставляться заготовки из России. По мнению замминистра, АМТ могла бы изучить возможность производства соответствующих заготовок, обсудить ценовую политику, с тем, чтобы загрузить этот завод своей продукцией.
Отдельный разговор шел о трубах. Внутреннее потребление трубной продукции разного диаметра в 2012 году составило 1 200 000 тонн (при этом импорт составил 1 млн тонн), из них только 56 000 тонн – это продукция АМТ. По словам Альберта Рау, в основном, потребность в трубах закрывали павлодарцы.
— Если говорить о нефтегазовом секторе, — продолжил замминистра, — то трубы АМТ нефтяников не устраивают. К примеру, в «Казмунайгазе» говорят, что для улучшения прочностных характеристик нужна термообработка, но на АМТ термообработку не делают, потому что это связано с дополнительными расходами. Мы просим дать поручение компании «Казмунайгаз», чтобы они глубже проработали программу по использованию трубной продукции АМТ.
— Вы хотите сказать, что нефтегазовый сектор должен брать некачественные трубы? – вступил в разговор Серик Ахметов. – Этот вопрос надо ставить по-другому. Если бы комбинат выпускал всю номенклатуру металлопродукции разного ассортимента, включая трубы различного диаметра и конфигурации, практически весь объем мог бы потребить Казахстан. Понятно, что не возможно выпускать всю номенклатуру на одном предприятии. Тем не менее, руководство АМТ могло бы рассмотреть концепцию модернизации, диверсификации производства — поставить линию упрочнения металла, линию термообработки, и делать то качество, тот сорт металла, который необходим для нефтегазового сектора. Вместо труб, которые выпускаются на вашем заводе в Актау, можно выпускать качественные, прямошовные, и это не такие уж большие инвестиции. В рамках госпрограммы индустриального инновационного развития по линии МИНТ АМТ могла бы войти в карту Производительность-2020, получить соответствущие льготы – субсидированные процентные ставки.
По словам Серика Ахметова, сегодня Казахстан завозит порядка 400 000 тонн сортового металла. Стана-1400 и блюминга, который запущен на комбинате, достаточно, чтобы выпускать весь этот объем.
— Вы могли бы выпускать любой ассортимент, открывать торговые дома в крупных промышленных центрах, и реализовывать металл не только вагонными нормами. Надо гибче проводить политику менеджмента, это очень важный вопрос! –отметил премьер-министр. – Я поручаю МИНТ по согласованию с руководством АМТ рассмотреть новую концепцию модернизации производства. К 2020 году Казахстан будет производить порядка 150 – 200 000 автомобилей, и АМТ должна к этому готовиться. Сегодня вместе с «Дженерал электрик» КТЖ выпускает порядка 300 тепловозов. Начали строить завод дизельных двигателей. Испанская компания производит пассажирские вагоны «Тальго». В Петропавловске, Усть-Каменогорске мы производим грузовые вагоны, масштабно идет модернизация ЖКХ, и нам нужны сотни километров труб.
Комментарий исполнительного директора АМТ Иво Хмелика:— В ходе своего визита премьер-министр побывал на КХП и посмотрел, что было сделано за время, прошедшее после обрушения трубы. 1,2,3 и 4 батареи сегодня работают в нормальном режиме. Седьмая — загружается вручную и работает на низких параметрах. Пятая батарея законсервирована и соединена с шестой дымовой трубой. Мы объяснили, что до 23 июля будет запущен новый газоколлектор и мы начнем работать по нормальной схеме с очищением газа. До 5 августа запустим все батареи, и они начнут работать в нормальном режиме. Рассказали и о причинах аварии: при строительстве трубы строители не заложили теплоизоляцию между кирпичом и бетонным каркасом, и это привело к перегреванию железобетонной конструкции. Бетон потерял прочность, и труба от порыва ветра упала. |
А. Рау:
«Средств на капремонты
должно выделяться,
как минимум,
в два раза больше»
Участники совещания высказали общее мнение относительно высокой аварийности на комбинате: это является одним из свидетельств нестабильной работы предприятия.
— В 2012 году было 18 аварий, в том числе 2 крупных, с начала 2013 года — 8 аварий, из них 1 крупная. Соответственно, были простои, с опозданием на месяц выполнялись контракты поставок, что не могло не сказаться на сбыте, — продолжил Альберт Рау. — Практически весь 2012 год и с начала 2013-го комбинат осуществлял свою деятельность без резерва в сталеплавильном процессе. Конвертер №1 был остановлен в мае 2012 года, на испытания он вышел в апреле 2013 года с опозданием по срокам почти на 7 месяцев. Из-за этого лихорадило все производство.
По итогам деятельности рабочей группы, созданной по распоряжению премьер-министра, были сделаны выводы, что большая часть технологического оборудования отработала нормативный срок, причем по ряду моментов эти сроки превышены в 2 раза. Последняя авария 26 июня на КХП, по мнению Альберта Рау, стала показательной – если оборудование начало рушиться без всякого внешнего воздействия, это говорит о больших рисках. И нет гарантий, что подобное не повторится.
По поручению Серика Ахметова Минфином совместно с Комитетом по госимуществу и руководством АМТ будет проведен технический аудит всех стратегических объектов компании. По мнению Альберта Рау, чтобы добиться нормального технического состояния оборудования, средств для проведения капремонтов нужно затрачивать, как минимум, в 2 раза больше.
Десятки сооружений комбинататребуют незамедлительного ремонтаПо информации МЧС, в аварийном состоянии на сегодня находится порядка 60 зданий и сооружений, требующих незамедлительного ремонта. На совещании 16 июля представитель МЧС называл и проблемные участки производства. В связи с аварийным состоянием требуется полная замена коллектора доменного газа диаметром 3020 мм и протяженностью 600 м. В кислородном цехе необходимо обновить оборудование блоков разделения воздуха 6, 7 и 8, отработавших более 30 лет. |
Темиртау – в зоне рискаО выполнении экологических мероприятий на комбинате вкратце рассказал замминистра ООС Мухамеджанов. Он отметил, что АМТ получила разрешение на перенос некоторых природоохранных мероприятий: реконструкции газоочистки конвертера №2 — с 2012 на 2014 год, конвертера №3 – с 2012 на 2014 -15 годы, реконструкции системы пылеочистки за вращающейся печью в цехе обжига извести – с 2012 на 2013 год. В целом, за 6 меяцев 2013 года, уточнил г-н Мухамеджанов, из запланированных на природоохранные мероприятия 5,2 млрд тенге освоено всего 212 млн тенге. По информации г-на Абдишева, в последние два года Темиртау включен в зону риска прохождения отопительного сезона, и эта ситуация связана с износом оборудования ТЭЦ-2 и инженерных сетей города. Необходима модернизация энергоисточника, инвентаризация ТОО «Окжетпес» и ремонт тепловых сетей. |
Нужно работать по принятым правиламВ завершении совещания Серик Ахметов подвел итог сказанному. Одним из главных вопросов на сегодня, отметил премьер-министр, остается исполнение плана модернизации производственных мощностей. — Проводимая в последние годы политика снижения затрат негативно отразилась на основных технологических аспектах всего производственного цикла и, в первую очередь, на плане производства. Несмотря на принятые сроки переноса главной программы комбината, связанной с увеличением объемов производства до 6 млн тонн в 2018 году, идет отставание по выполнению текущих ремонтов основного и вспомогательного оборудования. Как следствие – неудовлетворительное техническое состояние зданий и сооружений, технологического оборудования и продолжающиеся аварии на тех или иных производствах. Не соответствует текущему техническому состоянию и объем запланированных ремонтных работ тепловых и энергогенерирующих мощностей. Мы знаем, в каком состоянии сегодня находится ТЭЦ-2 и ее подготовка к новому отопительному сезону. Я уже давал поручение Минфину и другим заинтересованным госорганам провести совместно с АМТ технологический аудит зданий, сооружений и оборудования. Я думаю, что к этому нужно подключить НИИ, и по итогам аудита выработать рекомендации по устранению имеющихся проблем и недостатков. В сфере трудовых отношений, продолжил глава Кабмина, продолжается политика по сокращению численности персонала, и на сегодня этот показатель ниже установленных нормативов. Но их разрабатывали сами предприятия и согласовывали с профсоюзом и после всех согласований они были утверждены в МИНТ. Поэтому теперь нужно работать по принятым правилам, снижать нормативы численности непозволительно. Кроме того, руководству предприятия нужно работать над теми мероприятиями по снижению травматизма, которые уже приняты, а также ускорить принятие решения по страховым выплатам. Не менее важен вопрос качественного жизнеобеспечения работников комбината и в целом всех горожан, что напрямую связано с обеспечением теплом в зимний период и , соответственно, работой ТЭЦ-2. — Г-н Махадеван обещал решить эти вопросы, и я прошу его с этим не затягивать, — подытожил Серик Ахметов. — Эту социальную часть вы должны выполнить с тем, чтобы не было вопросов со стороны контролирующих и надзорных органов. Безудержно сокращать нельзя, потому что, в первую очередь, это вопрос безопасности на производстве. Многие вопросы, в том числе, социальные, АМТ решает и неплохо работает с профсоюзом. Я всегда сближал их позиции, потому что они должны находить точки соприкосновения и сообща работать на благо людей. Компания многое отдала в аутсорсинг, но есть вещи, которые непосредственно влияют на самочувствие работников. Они должны отдыхать и лечиться в санаториях, и это необходимо сохранить в первую очередь. |
Наталья Прончатова