«Двойка» нужна только коксохимикам?

Или почему на общественных слушаниях в акимате
не было общественности

Трамвай – «двойка» потребует жертв: если маршрут будет сохранен, городу придется вернуть в республиканский бюджет деньги, выделенные по программе моногородов. А это без малого 1 млрд тенге. На эти деньги планируют привести в порядок проспект Комсомольский, участок проспекта Мира, и отчасти решить проблемы инвалидов и мам с детскими колясками — на новой, гладкой дороге коляски опрокидываться не будут, как это происходит сейчас.

Об этом на минувшей неделе говорили в городском акимате на общественных слушаниях на тему быть или не быть «двойке». Людей в зале было немного,а те, кто пришли, все, как один говорили, что трамвайные пути нужно выкорчевать, как можно скорее. От постоянной вибрации состояние домов вблизи дорог приближается к аварийному, мамы с колясками с трудом карабкаются через рельсы, а проезду техники служб экстренного реагирования мешают нависающие провода и постоянные заносы. Такое единодушие убедило присутствующего на слушаниях директора по социальным вопросам «АМТ» г-на Рыспекова. Нурлан Женисович сообщил присутствующим, что позиция компании и акимата в вопросе ненужности «двойки» отныне совпадает.

Завуалированное приглашение или коксохимики — в меньшинстве

Председатель профкома КХП Г.Водовозов (слева)

Общественные слушания проводились в рабочий день – в среду, в 11 часов. Возможно, поэтому большинство мест в зале пустовало. Правда, аким города упомянул, что по местному ТВ шла бегущая строка и на слушания темиртаусцев приглашали очень активно. Однако, судя по содержанию этой строки на ТТК, горожан позвали на заседание по вопросу реконструкции дорог по упомянутым проспектам, а о трамвае-«двойке» в объявлении не было ни слова. В бегущую строку телекомпании «Сфера» объявление подать и вовсе забыли, очевидно, потому что большинство людей, заинтересованных в том, чтобы сохранить трамвайный маршрут, работает на «АрселорМиттал Темиртау».
Вопреки всему представители КХП на слушания пришли и высказались в защиту «двойки». Однако секретарь гормаслихата Василий Свиридов не преминул отметить, что коксохимиков всего трое, и принимать во внимание точку зрения меньшинства, когда вопрос решается на уровне города, абсолютно не стоит. Очевидно, г-н Свиридов упустил из виду, что представители профсоюза делегированы на общественные слушания целыми коллективами работников металлургического производства.
— Мы не заинтересованы в отмене второго трамвайного маршрута и множество наших людей подписались под тем, чтобы «двойку» оставить, — объяснял председатель профкома КХП Геннадий Водовозов. – Все время, сколько существует комбинат, профсоюз вынужден контролировать автобусные маршруты, потому что они не соблюдаются. Трамваи, напротив, ходят очень четко и при любых погодных условиях: обязательно доезжают до конечной остановки и забирают людей. Автобусы зимой часто замерзают, работают на непонятном топливе, чадят. По жалобам наших работников я неоднократно обращался в ТТС, и мне все время отвечали: вопрос отрабатывается. Но сегодня для нас очевидно, что закрытие трамвая №2 негативно повлияет на стабильность перевозок персонала КХП, доменного цеха и близлежащих цехов.
Геннадий Водоводов отметил, что по экологической ситуации Темиртау – один из худших городов республики, а по онкозаболеваниям находится в первых рядах. Трамвай – это экологический транспорт, поэтому в наших условиях от него отказываться нельзя. И если трамвайный парк не способен содержать пути и подвижной состав в нормальном состоянии, это должен сделать город. Акимат тоже должен быть заинтересован в том, чтобы люди жили в экологически благополучных условиях.
— Где гарантии того, что вы предложите работникам комбината достойную альтернативу «двойке»? – поддержала Геннадия Анатольевича председатель профкома КХЛ Наталья Свинцова. – Когда закрывали первый трамвайный маршрут, нам обещали благоустроить дорогу, пустить дополнительные автобусы в старый город. Но до сих пор ничего не сделано! Кто-нибудь из работников акимата может поручиться за то, что ситуация не повторится?
Оппоненты коксохимиков высказывались примерно так:
— Процентность перевозок людей на маршрутах в КХП падает. И трамваи ,и автобусы ходят туда полупустыми. Это происходит из-за постоянного сокращения людей на комбинате. Поэтому пускать отдельный транспортный маршрут для КХП – трамвайный или автобусный — не выгодно.
— Где гарантии, что не получится так: мы оставим «двойку», откажемся от реконструкции дорог, а потом «АМТ» закроет трамвайный парк?
— Если сейчас не закрыть второй маршрут, в скором времени акимату придется рассматривать жалобы об аварийном состоянии жилья, находящегося возле трамвайных путей. Когда идет трамвай, в наших домах все ходит ходуном!
— Нашей подрядной организации приходится делать работу трамвайщиков, ведь своей техники для уборки снега у них нет. Но со следующей зимы работу трамвайного цеха моя организация выполнять не будет. За такую общественную нагрузку мне никто не доплачивает.

Цена вопроса

Директор по социальным вопросам АО «АМТ» Нурлан Рыспеков:
— В начале года финансовое положение компании позволяло говорить о том, что мы сможем закупить автобусы и обеспечить бесплатный проезд для наших работников, и на платной основе для других горожан. Но сегодня на комбинате сложилась тяжелая финансовая ситуация: мы с трудом выплачиваем зарплату, задолжали подрядчикам. Соответственно, от этого проекта нам пришлось отказаться. Сегодня я хочу сказать спасибо акимату за эти общественные слушания. Я убедился, что «двойку» нужно закрыть для сохранения лица города, и это – мнение подавляющего числа горожан.
Вопросы компенсации затрат на проезд для наших работников сегодня мы обсуждать не можем. Но по истечению определенного времени, возможно, к этому вопросу вернемся. Говорить о том, что мы сэкономим какие-то средства на закрытии маршрута, не приходится. 18 из 23 вагонов парка теперь будут ходить по «четверке», и мы сможем уделять больше внимания этому маршруту, постепенно заменим все устаревшие вагоны.

О том, сколько денег город может получить на реконструкцию дорог по второму трамвайному маршруту, рассказал и.о. начальника ОЖКХ Канат Юсупов.
— По программе развития моногородов на 2012-2020 годы запланирована реконструкция автодорог по пр. Мира — от пр.Комсомольского до Каршоссе на 183 млн 906 тыс тенге. По пр. Комсомольскому — от Республики до Амангельды — на 675 млн тенге. Необходимость реконструкции автодорог возникла в результате большого количества жалоб жителей 9, 9 а м-на, квартала АБВ и пр.Мира. Основной целью реконструкции является создание безопасных условий движения для пешеходов и автотранспорта. Будет расширена проезжая часть до требуемых нормативов, обустроены тротуары и пешеходные дорожки — шириной, обеспечивающей пропускную способность пешеходного движения, выполнена дорожная разметка, построены новые остановочные павильоны и др..Но выполнение этих мероприятий возможно только при демонтаже трамвайных путей.
Кроме того, Канат Юсупов сообщил, что вместо трамвая горожанам предложат автобус №12 (дублирующий несколько маршрутов) с измененной схемой движения.
— Автобус будет ходить с 8 м-на по направлению трамвайных путей до пр. Комсомольского , далее – по маршруту трамвая «двойки» до КХП. Параллельно будут решены проблемы доставки жителей 3 а м-на Г. Дружбы, сейчас такого направления нет. Если у горожан появятся свои пожелания по поводу 12-го маршрута, мы готовы их выслушать (по тел.: 98-51-92 – ред.).
Информацию, прозвучавшую на общественных слушаниях, подытожил аким города Нуркен Султанов. Он отметил, что вопрос о закрытии трампарка не стоит, но маршрут №2 наиболее убыточен, поэтому было решено закрыть именно его. Решение принималось совместно с правлением «АМТ». Комбинат взял на себя закупку новых автобусов, чтобы пустить их по маршруту «двойки», и компенсацию затрат на проезд для своих работников. Город – благоустройство автодорог после демонтажа трамвайных линий. Однако на сегодня компания не в состоянии выполнить принятые обязательства.
— Город взял на себя разработку ПСД, мы получили заключение госэкспертизы на все проекты, — пояснил аким. – Деньги по программе моногородов, которые были заложены на дорожное полотно, мы сразу же запланировали на эти участки – пр. Комсомольский – Мира. Если сейчас мы оставим второй маршрут, эти средства уйдут обратно в республику и мы останемся без благоустройства. Но завтра трамвай все равно остановится, потому что мы закатаем асфальт и трамвайщики не смогут подобраться к путям, к примеру, для ремонта, потому что полотно уже будет в коммунальной собственности. Думаю, что вопрос, кто будет демонтировать трамвайные пути, мы сможем решить полюбовно. Сейчас город и правление — одна команда и мы должны помогать друг другу.
В завершении слушаний абсолютно очевидным стало то, что прошли они формально. Представителей общественности на них, по сути, не было, и «двойку» в пух и прах разносили, в основном, подрядчики. Остался неуслышанным и защитник трамвайного маршрута Геннадий Водовозов. Его слова о нужности трамваев как экологического транспорта потонули в потоке возмущений оппонентов, а то, что обращение к местным властям и правлению «АМТ» в защиту двойки было подписано сотнями работников комбината, не впечатлило даже депутатов городского маслихата.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий