19 марта в городском музее прошло мероприятие, приуроченное к Году сближения культур и празднику Наурыз. В музее открыта экспозиция «Орнаментальное искусство», подготовлены экспонаты, благодаря которым посетители смогут проследить развитие искусства орнамента с древности до наших дней. Познакомила собравшихся с экспозицией и провела интересную беседу, посвящённую орнаменту, искусствовед городского музея С.П. Трещова.
Орнамент – это язык тысячелетий, самое древнее произведение искусства. Его зачатки уходят корнями в глубокую древность, в эпоху палеолита. У каждого народа своя особенная история развития орнамента, большое многообразие орнаментов, и в то же время, в разных культурах мы можем видеть одинаковые элементы орнамента. Учёные, изучающие орнамент, утверждают, что каждый орнамент можно расшифровать. Люди с древности пытались с помощью орнамента рассказать о явлениях природы, вложить в них тысячелетнюю мудрость. Коротко охарактеризовав некоторые особенности русского, индийского и украинского орнамента, С.П. Трещова подробно остановилась на казахском орнаментальном искусстве.
Русский орнамент. Это, прежде всего, орнамент, который наносили на одежду, и он выполнял функции оберега, защиты. В экспозиции музея есть много вариантов разных рубашек. Орнамент на них выполнялся в тех местах, которые соприкасалась с открытыми частями тела. Рубашка выполняла роль второй кожи, а открытые участки тела нуждались в защите. Необходимо оберегать шею – она держит голову, плечи – они держат руки. Наносился орнамент на подол – он защищал ноги. На женской рубашке орнамент наносился на груди – женщина это мать, которая вскармливает ребёнка молоком.
Украинский орнамент. На нескольких примерах рассказано о некоторых элементах .
Восьмиконечная звезда – символ матери, она часто присутствует в разных орнаментах, например, на рушниках, которые очень богато украшались орнаментом. Изображение дуба или элементов дерева на мужской одежде.Этот мужской символ должен был притягивать солнечную энергию бога Перуна. Ношение этого символа было обязательным для мужчин, если не на одежде, то хотя бы на платке или кусочке вышивки. Лилия – женский символ невинности, красоты. Ромб – символ плодородия, присущий многим культурам. Именно такую смысловую нагрузку он несет и в казахском национальном искусстве.
Расшитые орнаментами рушники, большое распространение получили в украинской культуре, это рушники, которые дарили или встречали жениха с невестой. Украшали рушниками красный угол в горнице. Невеста должна была подготовить себе приданное, которое включало и рушники. И в каждом рушнике была своя смысловая нагрузка.
Индийская культура орнамента. Здесь присутствует большое количество цветов, необычных животных, необычных растений, например, цветки лотоса. Лотос – священный цветок, в цветке лотоса родился Будда. Вещи, на которых используется этот орнамент, несут определённую святость. Индийский огурец – используется в орнаментах многих народов, например, узбекские головные уборы, казахский чапан.
Ритуал Мехенди – очень древняя традиция, которая насчитывает 5000 лет. Это традиция расписывать различные части тела, в частности руки и ноги, хной. Этот ритуал выполняется, когда девушка выходит замуж, рисунок держится в течение 40 дней. В красивых орнаментах зашифрованы символы, которые должны отпугнуть злых духов и привлечь добрые божества, сулящие новой семье богатство и многодетность.
Широкое распространение в Индии получил символ свастики. Свастика – один из самых древних и широко распространённых символов, впервые появившийся в верхнем палеолите, а затем унаследованный практически всеми народами мира. Она присутствует на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, денежных купюрах.Свастика у большинства древних народов была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. В XX веке свастика получила известность, как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией.
Орнаментальное искусство Казахстана. Этнографы говорят, что казахи вообще живут в мире орнамента. Все предметы в юрте, будь то ковры, посуда, сундуки, расписаны орнаментами, каждый из которых несёт свою смысловую нагрузку. По- казахски орнамент – ою орне, ою – выкройка, орне – узор. Этнографы выделяют более 230 видов орнамента.
Родоначальниками казахского орнамента являются племена, жившие в Средней Азии и Сибири: андроновцы, саки, гунны. Можно выделить 4 вида орнаментов: геометрический, космогонический, зооморфный и растительный.
Геометрический. Самый древний – это треугольник (тумак – оберег), который включает три символа: воды, земли и неба. Если внутри треугольника изображается ещё какой-то символ, например, бараньи рога, то это символ материального благополучия скотовода. Вершина треугольника направлена вниз – женское начало, вверх – мужское начало.
Варианты орнаментов баскуртных лент, которыми закрепляется войлок на юрте, и украшается соединение элементов конструкции в юрте. Ленты бывают длиной до 7-9 метров и шириной – 40см. Есть геометрический орнамент, который называется «Капля», который является символом счастья. Его часто изображают на ювелирных украшениях. Очень часто геометрические орнаменты использовали для украшения архитектурных сооружений.
Космогонический. Космогонические мотивы казахского орнамента возникали в толще напластований культур древних племен и народов. К ним относятся: солярный круг, крестовина, спираль, символизирующие соответственно мировое пространство, четыре стороны света и вечное движение. К этому виду орнаментов относится «Наурыз»: две спирали это признак равноденствия, равенства дня и ночи. Лучи солнца – признак просыпающейся природы, другие элементы орнамента – птичий след.
Зооморфный. Зооморфные мотивы — наиболее широко распространенный вид казахского орнамента. Причем, это не только роговидные линии, известные в искусствоведческой литературе под названием бараньи рога, но и всевозможные вариации и композиции этого узора (двойные рога, сломанные рога, сорок рогов), а также изображение отдельных частей тела животных: табан — ступня, верблюжья шея, крылья птицы, гусиные шейки. И бараньи рога, и верблюжья ступня, и птичьи крылья некогда имели значение оберегов. Орнамент «Крыло птицы», «Птичий клюв» часто встречаются в ювелирных украшениях. Воину, отправлявшемуся в поход, женщины надевали на палец кольцо с таким орнаментом, как залог того, что он вернётся.
Растительный. Растительные мотивы — листья, трилистники, бутоны, цветы. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте принципы единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на Земле. Орнаменты «Дерево», «Лепесток». В музее есть украшение – «Перстень свахи», в котором используется орнамент «Зерно». Зерно, упавшее в землю, даёт росток, новую жизнь. Перстень используется в ритуале.
В заключение встречи школьники попробовали свои силы в искусстве создания орнамента — попытались создать новые баскуртные ленты из имеющихся заготовок орнамента.
Встреча оказалась очень познавательной, интересной и творческой.
Г.Кабанова