На текущей неделе директор ТОО «Окжетпес» Ю.Х. Кусиди поделился с журналистами городских СМИ итогами прошедшего отопительного сезона и планами предстоящих в летний период ремонтов. |
ИТОГИ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА
— По итогам отопительного сезона проблем было не так много, как в предыдущие годы. Судить об этом можно по количеству аварий, которые были на тепловых, водопроводных и канализационных сетях. Приведу примеры, в 2011 – по холодной воде 505, в 2012 – 463, в 2013 – 71. Это связано с тем, что в 2012 году мы провели большую работу по ремонту сетей по ул. Каршоссе, Ушинского, Димитрова и пр. Металлургов. По тепловым сетям в 2011-2012 – 583, в 2013 – 136. все сразу устранить мы не можем. Но постепенно вопросы решаем. К примеру, 10 апреля стало последним днем отопительного сезона, а уже 11 апреля на участке пр. Металлургов от ул. Димитрова до пр. Мира мы начали замену труб, — заявил Юрий Христофорович. — Здесь ремонт проводился 7 лет назад. Причина, по которой труба столь быстро пришла в негодность в том, что участок теплотрассы проходит в низком месте. В итоге труба постоянно находится в агрессивной среде. Здесь работы будут идти медленно, поэтапно, переходя с участка на участок, чтобы минимизировать нарушения того, что было сделано на проспекте по программе благоустройства.
Как обещают в «Окжетпесе», все, что будет нарушено в ходе работ, предприятие восстановит. А вот с работами по замене труб по подаче теплоносителя, торопиться не будут, но это не скажется на горячем водоснабжении. Все районы города, которые были в зимний период запитаны от тепломагистрали № 3, переключили на тепломагистрали № 2 и 2а. Так что перебоев с подачей воды в течение всего лета не будет.
На пр. Металлургов специалисты «Окжетпеса» поменяют только «подачу». Проверят в каком состоянии находится «обратка», по которой аварий здесь не было. По «подаче» будет полностью заменено порядка 1 км. труб, вплоть до тепловой камеры напротив «Жании». Это большой объем работ – лотки, труба, благоустройство, ремонт дорогостоящий и трудоемкий.
Основные проблемы этой зимой возникали на тепломагистрали по пр. Металлургов и по пр. Комсомольскому на участке от пр. Мира до пр. Республики. Здесь аварийные ситуации были частыми, однако устранялись оперативно. Для того чтобы исключить следующей зимой подобную ситуацию, будет проведена замена труб с увеличением их диаметра до 426 мм, что позволит существенно улучшить гидравлический режим в жилых массивах 5 микрорайона и в домах по нечетной стороне пр. Комсомольский. Работы начнутся в мае, как только поступят трубы. Ремонты будут вестись локально – сначала до магазина «Шик», потом дальше. Пока будет вестись замена труб, в дома на прилегающих участках, горячая вода временно подаваться не будет.
Самым проблемным в отопительном сезоне стал декабрь, когда стояли морозы до 40 градусов, ТЭЦ-2 работала не стабильно. ведь, если ТЭЦ выдает теплоноситель в морозы 75-80 градусов, это ненормально. И, например, в Соцгород теплоноситель доходил с температурой 65 градусов и нормального отопления в районе быть не могло. Еще одна проблема, которая тянулась на протяжение 7-8 лет, это теплоснабжение 32 квартала. В этом году там построили насосную станцию и запустили ее в работу в те самые декабрьские сильные морозы. Проблема теплоснабжения в 32 квартале снята. По 6 микрорайону было много жалоб, там протянули дополнительную ветку по «обратке». Так что будущей зимой проблем с теплоснабжением в 6 микрорайоне не ожидается.
НАЛАДКА И КОНТРОЛЬ
Количество жалоб снизилось. А те, что были, в большинстве касаются недоработок КСК или домкомов, а также состояния внутридомовых сетей. Но так как жители не спешат признавать свои недоработки, то этим летом в «Окжетпесе» решили принять участие в работе жилищной инспекции по подготовке домов к зиме.
— Хотя этим занимается жилищная инспекция и ОКМС, а мы принимаем только узел, наладке дано указание принимать участие в подготовке домов. Ведь если в какой-то отдельно взятой квартире многоэтажного дома нет отопления, все равно люди винят «Окжетпес». Постараемся улучшить подготовку домов к зиме. Кроме этого большую работу проведем с юридическими лицами – торговые объекты, кафе и так далее. Они платят за отопление на 50% меньше, чем должны, учитывая площадь объектов. Всем юрлицам выдано предписание по установке радиомодемов, которые будут ежесекундно передавать данные в «Окжетпес» о том, какой объем теплоносителя проходит по данному объекту. У нас 150 гигакаллорий не предъявляются к оплате. Это значит, что кто-то подключился в обход прибора учета. Так что мы проведем инвентаризацию всех юрлиц, потребуем предъявления планов объектов. По жилым массивам тоже наверняка есть такие нарушения, когда подключают теплые полы от отопления, что категорически запрещено. Летом мы проверим на расход тепла каждый дом, магазин, кафе и так далее. Проверим и частный сектор, где теплоснабжение заводят в сараи и гаражи. Мы сегодня теряем по 100 миллионов тенге на покупке теплоносителя, а выставить счета на эту сумму нам некому, — пояснил Ю.Х. Кусиди. – Из-за того, что персонала мало, учредитель разрешил штат в 570 человек, нам сложно работать. Особенно сейчас, когда идут заявки на пломбировку счетчиков, а у нас метрологов 8 человек. Пришлось снять работников из других отделов и усилить этот участок.
ПРОБЛЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Есть проблемы по водоводу «Караганда-Темиртау», и хотя этой зимой на «воздушке» не было замораживания, тем не менее, в этом году 50% протяженности трубы заменят и уберут под землю. Данные ремонтные работы не отразятся на подаче холодной воды, перебоев не будет.
Если в любом районе будут проблемы с подачей питьевой воды, обращайтесь в «Окжетпес» с жалобами, специалисты выяснят с чем это связано и исправят ситуацию. Дефицита питьевой воды в городе нет, проведен большой объем работ по замене водоводов.
РЕМОНТЫ И КАЧЕСТВО УСЛУГ
По Старому городу, где 16 и 17 апреля прошли температурные испытания, больших аварий выявлено не было. По магистралям работы не требуются, нужны ремонты на внутриквартальных сетях. Зимой здесь сезон прошел стабильно, исключением стал один день в январе, когда КарГРЭС-1 «села на нуль», но с ситуацией на станции справились быстро и жители не ощутили особых неудобств.
Много жалоб было по грязной горячей воде. В этот отопительный сезон жалоб было меньше и только после отключения на сетях или когда КСК для ремонтов отключали дома, наблюдались выбросы грязной воды.
По канализации проблемы были и самые большие в паводковый период — ливневая канализация в городе пока работает не на должном уровне, в итоге вода шла в канализационные коллекторы и колодцы, а они не предназначены для пропуска такого объема воды. На фекальной насосной в 117 квартале возникали проблемы – насосы в течение одних суток работали на пределе. Отделом ЖКХ на это лето запланированы работы по ливневой канализации, которые облегчат в паводковый период и нам работу, не будет затопления наших фекальных коллекторов.
По электроэнергии проблемы возникли в декабре в морозы, когда пошел перегруз, так как население вынуждено было включать обогреватели. Если в летний период потребление электроэнергии на город доходит до 25 мегаватт, то в декабре доходило до 42, и пиковое – до 50 мегаватт. Трансформаторные подстанции на такую нагрузку не рассчитаны, что приводило к выходу оборудования из строя. Особенно это почувствовали жители 6 микрорайона. Аварийные бригады работали круглосуточно.
Ремонтные работы в этом году будут по объему примерно такими же как и в прошлом году. В 2012 году по тепловым сетям работы прошли на 17,5 км, в 2013 – 17,6 км. По водопроводным сетям – в 2012 году 17 км, в 2013-м – около 6 км. Электрические сети, из 63 трансформаторных подстанций на 13 пройдут ремонты.
Ремонтные работы пораньше, чтобы завершить их к 1 сентября. Гидравлические испытания провести в сентябре, и к 1 октября подать отопление в город.
ОТКЛЮЧЕНИЕ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ
Подача горячей воды будет осуществляться в течение всего лета, отключения будут локальным, там где будут идти работы. Что касается отключения на время ремонта на ТЭЦ-2, то скорее всего, подача горячей воды на город прекратится после 9-10 мая и проведения гидравлических испытаний на сетях. Сразу после этих испытаний ТЭЦ-2 встанет на ремонт, примерно, 14-15 мая, который продлится три недели. В это время горячая вода потребителям подаваться не будет..
УСТАНОВКА ПРИБОРОВ УЧЕТА
Вопрос о необходимости установки приборов учета назрел. Только приборы учета позволят снизить оплату за комуслуги.
ПРИМЕР: Семья из трех человек без приборов учета, в месяц должна оплатить за услуги горячего водоснабжения 1549,53 тенге (тариф на одного человека в месяц составляет 516,51 тенге), холодное водоснабжение – 956,16 тенге (тариф на одного человека в месяц составляет 318,72 тенге), канализацию – 226,74 тенге (тариф на одного человека в месяц составляет 75,58 тенге). Итого за три вида услуг: 2732,43 тенге. Эта же семья из трех человек после установки приборов учета (для примера взят реальный расчет по начислению одного из потребителей) за месяц потребляет 7 кубометров холодной воды. Оплачивая услугу с учетом дифференцированного тарифа за 3,51 кубометров по 33,78 тенге (итого 118,56 тенге) и за оставшиеся 3,49 кубометров по 47,02 тенге за кубометр (итого 164,09 тенге), общая сумма за месяц за холодную воду составляет 282,65 тенге. Горячей воды семья потребляет в месяц 4 кубометра, стоимость 1 кубометра воды составляет 178,73 тенге, сумма к оплате – 714,92 тенге. Услуга канализации при наличии приборов учета на горячую и холодную воду оплачивается путем сложения потребленных кубометров по двум видам воды и на приводимую для примера семью в месяц оплата была выставлена за 11 кубометров отведенной воды, сумма к оплате (при тарифе за кубометр в месяц 10,57 тенге) составила 116,27 тенге. Итого сумма оплаты за три вида услуг в месяц при наличии приборов учета составила: 1113,84 тенге. Следовательно, экономия после установки приборов учета по оплате для семьи в месяц составила 1618,59 тенге.
СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Тарифы по холодной воде будут увеличиваться. Насколько – пока не известно. Вырастут они на тот объем, на который увеличат тарифы поставщику «Окжетпеса». «Караганды Су» уже подана заявка на повышение тарифа в антимонопольный комитет. «Окжетпес» предупреждает население, что надо ставить счетчики и это позволит платить меньше. От общего количества потребителей приборы учета на воду на сегодня есть только у 6%., были у 1,5-2%.
Обсуждается вопрос о введении новшеств, чтобы население могло платить за услуги постепенно. К примеру, разбить годовую сумму начисления на 12 месяцев. Это даст возможность платить в течение года ежемесячно одинаковую сумму. Как только этот вопрос будет решен, «Окжетпес» проинформирует население.
В. Шепеленко