Мы любили свой комбинат!

Недавно в профсоюзе «Жактау» чествовали двух ветеранов комбината — Нурмолду Мусагалиева и Ильяса Баймурзаева. Оба ветерана прибыли на Казахстанскую Магнитку по комсомольским путевкам, и оба отметили 75-летний юбилей 1 апреля. Ветераны хорошо знают друг друга и с одинаковым энтузиазмом говорят о том, что любили свою работу – она была интересной и творческой.

Н. Мусагалиев: «Нашими изделиями можно опоясать земной шар»

Нурмолде Мусагалиеву доверили пуск первой домны. На ее площадке он делал памятную отливку чугуна и раздавал слитки делегатам. Событие, связанное с выпуском первого казахстанского чугуна, освещалось в прессе. Интервью с Нурмолдой Мусагалиевым было напечатано в газете «Правда».

Нурмолда Мусагалиев приехал в Темиртау из Талды-Курганской области в 1959 году. Сначала был озеленителем, собственноручно сажал деревья в санитарной лесозащитной зоне перед комбинатом. А потом поехал учиться — на Челябинский металлургический завод. Стал формовщиком 5 разряда, прошел практику и работал самостоятельно.
В Темиртау вернулся в 1960 году. Тогда на месте фасонно-литейного цеха был только фундамент, поэтому четыре года до пуска цеха работал на Казахском металлургическом заводе.
— А потом опять поехал повышать квалификацию, тогда это было доступно для всех, — продолжает ветеран. – Удалось побывать на Северной Магнитке – в Череповце, там обучился крупному литью. Вернулся в Темиртау – цех уже работал, давал продукцию. Я проработал там до 1982 года, а потом ушел по состоянию здоровья — у меня признали вибрационную болезнь. 22 года проработал вибрационным инструментом, тромбовал изделия крупного литья, довелось даже засыпной аппарат для доменной печи отливать. Но врач сказал: уходи, пока молодой, дальше будет еще тяжелее.
Нурмолда Мусагалиев говорит: теми изделиями, которые они выпускали, можно опоясать земной шар. С такой работой было расставаться жаль. Но и другая — слесарем мехоборудования в конвертерном цехе оказалась очень творческой.
— Человек должен работать и получать от этого удовольствие, — уверяет ветеран. — Я именно так работал. В чертежах неплохо разбирался, с деталями работал очень малых размеров. До этого я думал: что такое слесарь — гайки крути и все. Но это не так, к этой работе надо подходить с умом.
Нурмолда Мусагалиев отмечает: сейчас на комбинате работать не в радость, и, если бы ему предложили вернуться в цех за самую большую зарплату, — отказался бы, не выдержал нагрузки.
— То, что людей сейчас сокращают, это очень плохо, — говорит ветеран. – От бригады в 9 человек остался один рабочий! По одному на комбинате вообще нельзя работать, и по технике безопасности это не положено. А ребята сейчас работают на износ.
На пенсию Нурмолда Мусагалиев ушел в 2004 году. Его приятель, такой же первоапрельский юбиляр, глава Совета аксакалов Ильяс Баймурзаев не дает лежать на диване, зовет на собрания старейшин. Это Нурмолде Мусагалиеву по душе – есть возможность увидеть своих давних товарищей и вдоволь пообщаться.
— Профкому спасибо, что не забывают нас, стариков, — добавляет ветеран. – Такое внимание всегда приятно.

И. Баймурзаев: «Стаж моей работы превысил полувековой рубеж»

В то время, когда город возглавлял Алий Карабалин, Ильяса Баймурзаева по просьбе акима на 2,5 года перевели с производства на строительство мечети. Он консультировал строителей по вопросам реконструкции здания бывшего детского сада.

Ильяс Баймурзаев приехал в Темиртау в 1956 году, сначала работал на стройке, а через три года устроился в доменный цех комбината. Так же, как и Нурмолда Мусагалиев, получал профессию вдали от Казахстана — в Магнитогорске. 10 месяцев учился на холодильщика, а после 7 лет работал на приемке холодильного оборудования доменной печи.
— Это такой специальный слой между ярусами печной кладки — чугунная плита, в которой циркулирует вода, — объясняет ветеран. – Температура внутри печи может достигать 1000 градусов и выше, поэтому стенки печи нужно охлаждать. Прежде, чем эти плиты установят, их нужно испытать под давлением воды. Иногда при транспортировке плиты портятся, становятся бракованными, поэтому ставить их нельзя.
Из доменного Ильяс Баймурзаев перешел в ЛПЦ-1. В то время он только строился, там набирали и обучали людей. Ильяса Баймурзаева направили на Украину, в город Жданов (сейчас Мариуполь), на «Азовсталь» и Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, где он проходил практику.
В первом листопрокатном ветеран работал до тех пор, пока не вышел на пенсию.
— Этап освоения цеха был особенно трудным, мы не уходили домой после смены, ночевали прямо в цехах, — вспоминает ветеран. – Но всегда проявляли старание в работе. Помню, и в доменном были проблемы: его пустили летом, а зимой все трубопроводы замерзли. В составе газа, который поступал в цех, был нафталин. В морозы он накапливается в трубах и закупоривает газопровод. Отогревать его можно только паром, но паропровод тогда тоже замерз.
Ильясу Баймурзаеву довелось работать с известными людьми – Олегом Сосковцом, Александром Свичинским. Ветеран входил в состав цехового комитета, возглавлял конфликтную комиссию.
На пенсию вышел в 1992 году, но работал еще 6 лет. Сейчас возглавляет Совет аксакалов города, заведует выпуском газеты на казахском языке «Курыш кала».
— Если посчитать, я работаю без перерыва с 1956 года, и здоровье пока не подводит, — добавляет ветеран. – Может, сказывается дата моего рождения – рожденные первого апреля никогда не унывают.

Наталья Прончатова

Добавить комментарий