В обращениях горожан в ТОО «Окжетпес» содержатся просьбы разъяснить все детали, связанные с самим процессом установки счетчиков, а также требования, которые к ним предъявляются. Как узнать, внесен ли счетчик в реестр, где проводить поверку, как устанавливать счетчик с учетом того, должен находиться фильтр, а где – клапан? На все вопросы отвечает руководитель рабочей группы по установке приборов учета ТОО «Окжетпес» Роман Оппелендер. |
– Конечно, фраза о том, что счетчики должны быть внесены в реестр Казахстана, понятна не всем. Не каждый сможет воспользоваться Интернетом, чтобы ознакомиться с реестром. А публиковать реестр – дело непростое. И не только потому, что документ довольно громоздкий, но и потому, что изменения в него вносят очень часто. Поэтому при покупке счетчика в магазине нужно внимательно ознакомиться с прилагаемым к прибору учета паспортом. В паспорте написано, для каких целей предназначен прибор, и там же указано, внесен ли прибор в реестр РК. Если в паспорте отметки о внесении в реестр нет, то продавец должен иметь выписку из реестра или сертификат по продаваемому им типу счетчика.
– А если счетчик российского или европейского производства, в паспорте тоже есть такая отметка?
— Да. В паспорте указан класс точности. Также распознать класс точности можно, ориентируясь на стоимость прибора учета. Те счетчики, что предназначены для использования в квартирах и домах, в нашем городе стоят от 2400 до 4500 тенге. Причем от 2400 до 3000 тенге — счетчики российского производства, от 3000 до 4500 тенге – европейского.
– Какие счетчики лучше?
– Решать потребителю. Мое субъективное мнение: не стоит покупать счетчик дороже в надежде на то, что он лучше. Просто на доставку европейских счетчиков было больше затрат. Российские и европейские счетчики работают одинаково. И те, и другие надо будет поверять и, возможно, ремонтировать по результатам поверки. Вода у нас жесткая, это все знают. А срок поверки наступает через четыре года для счетчиков горячей воды, через шесть лет – для счетчиков холодной воды.
– Ремонт входит в услугу поверки?
– Алгоритм такой. Вы получаете предписание от услугодателя на проведение поверки, снимаете счетчик и несете в фирму, которая имеет право на проведение поверки, и оплачиваете услугу. Если при поверке выясняется, что счетчик не работает должным образом, то есть два варианта. Если счетчик можно отремонтировать, то вы дополнительно оплачиваете ремонт, если нет — покупаете новый счетчик.
– Где можно произвести поверку счетчиков?
– В Караганде — в филиале АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» на улице Анжерской, 22 и в ПК «Омега-2» на улице Ермекова, 88. Потребитель может отвезти прибор учета сам или воспользоваться услугами ТОО «Меркурий», которое работает через ТОО «Инициатива», то есть, поверяет приборы учета на базе в Темиртау. Лаборатория расположена на улице Тулебаева, 45. Как видите, потребителю не обязательно ездить в Караганду. Поверить счетчик, а при необходимости отремонтировать его можно теперь и у нас в городе.
– Счетчики каких производителей более надежны или долговечны в плане эксплуатации?
– Не хотелось бы, чтобы мой ответ восприняли как лоббирование какого-либо производителя. Скажу, что за те годы, что потребители пользуются водными счетчиками, хорошо себя зарекомендовали белорусские счетчики «Sensus», а также «Метер» российского производства (Санкт-Петербург), которые продаются в большом количестве в магазинах нашего города. Но при этом счетчики белорусского производства не подлежат ремонту. То есть, если при поверке выясняется, что счетчик нельзя эксплуатировать, то отремонтировать его не получится. У него неразборный корпус, что не позволяет влезть внутрь и исправить механизм. В то же время счетчики торговой марки «Метер» (Санкт-Петербург) имеют разборный корпус, а значит, их можно разобрать, почистить или отремонтировать.
– На что еще нужно обратить внимание при покупке счетчика?
– На дату поверки. Она также указывается в паспорте. Межповерочный интервал считается не с даты установки счетчика и не с даты приема этого счетчика нами в эксплуатацию, а с даты последней поверки, которая указана в паспорте. Хорошо, если после даты поверки прошло не более полугода. Это примерно осень 2012 года. В идеале – поверка, проведенная в 2013 году.
– Непонятным для многих горожан стало и то, что при установке счетчика нужно установить фильтр и обратный клапан. Для чего они нужны и как устанавливаются?
– В каждом паспорте написано, что для нормативной работы прибора учета рекомендуется установка клапана и фильтра. А техусловия установки этого оборудования уже дает услугодатель. Если говорить об «Окжетпесе», то согласно техусловиям, которые предъявляем мы, фильтр следует устанавливать перед счетчиком, а клапан – после счетчика. Фильтр нужен для того, чтобы в прибор учета не допустить грязь, которая может его повредить. Обратный клапан нужен для того, чтобы вода шла только в одну сторону и не возвращалась через счетчик обратно в стояк, так как при обратном режиме счетчик тоже будет вращаться, что исказит показания. Возврат воды в стояк возможен тогда, когда у потребителя не работают смесители. Но клапан не позволит воде даже при неработающих смесителях вернуться через счетчик в систему водоснабжения. Впрочем, такие клапаны необходимы независимо от того, есть счетчик или нет. Сегодня такие ситуации в многоэтажных домах возникают довольно часто. Потребители жалуются на то, что холодная или горячая вода передавливает и из крана идет совершенно не та вода – горячая вместо холодной или наоборот.
– Как понять, что пришло время прочистить фильтр? Сможет ли потребитель сам прочистить фильтр или ему придется каждый раз вызывать мастера?
– Поскольку счетчик устанавливается с учетом того, что весь водоразбор в доме или квартире идет после него, в том числе и подача воды в сливной бачок, то перед счетчиком рекомендуется установить вентиль, которым потребитель может при необходимости перекрыть подачу воды в свою квартиру. Это удобно — не надо будет при замене тех же смесителей бежать в КСК и просить перекрыть весь стояк. К тому же, случись протечка в выходные дни, слесаря КСК найти будет сложно. Да и для дальнейшей эксплуатации счетчика удобно, если потребитель сможет отсекать подачу воды в свою квартиру. Например, чтобы прочистить фильтр, нужно перекрыть подачу воды в квартиру или дом, открутить фильтр и промыть его. Точно так же, как вы это делаете с фильтрами, которые установлены в гусаках смесителей. Как часто это делать? Как только вы заметите, что напор воды у вас стал слабее. За счет обратного клапана, установленного за счетчиком, вода, которая осталась в трубах в квартире, бежать не будет.
– Как часто возникает такая необходимость?
– По-разному. Это зависит от качества воды. Все знают, что нередко после ремонтных работ вода идет грязная. Обращаю внимание на то, чтобы потребители не выкидывали сеточку из фильтра. Без нее фильтр не будет выполнять свои функции. И в этом случае возникнет ситуация, о которой многие говорят сейчас: что, мол, счетчик через два месяца забьется. Не забьется, если вы установите фильтр. Сейчас уже на стадии проектирования строительства новых домов в проект включается установка приборов учета с фильтрами.
– Какие еще есть требования по установке прибора учета?
– Счетчик должен быть установлен в доступном месте. Даже если для этого потребителю понадобится переделать трубы, лучше пойти на это сразу. Не надо уговаривать мастера или самому пытаться установить счетчик без переделки, которые, конечно же, повлекут дополнительные траты. Но если потребитель установит счетчик так, что к нему невозможно будет подобраться, чтобы снять показания и опломбировать, контролер потребует все это исправить. А это повлечет двойные расходы. Мы понимаем, что у многих маленькие ванные и туалеты, но лучше приподнять счетчики над сливным бачком. При пластиковых трубах это не сложно и не затратно сделать. Тогда и потребитель сможет следить за работой приборов учета, и контролер будет иметь доступ к счетчику.
– Принципиален ли способ установки – вертикальный, горизонтальный?
– Лучше установить горизонтально. При вертикальной установке, если с водой попадет пузырек воздуха, в работе прибора учета начнутся погрешности. Следовательно, мы начнем задавать вопросы потребителю и можем потребовать досрочной поверки.
– Жителей девятиэтажных домов возмущает то, что многим из них придется устанавливать не два счетчика, а четыре, так как кухня расположена в одной стороне, а санузел – в другой, и там отдельные стояки. Можно ли как-то сократить расходы, установив два счетчика – по одному на холодную и горячую воду?
– Мы видели, как в таких квартирах переделывают систему, запитывая все эти помещения от одного стояка. Если в квартиру будет один вход по подаче холодной воды и один по горячей, то потребуется установить два счетчика. Другой вопрос, захотят ли потребители тратиться на переделку системы, которая может повлечь прокладку труб, например, по коридору из санузла в кухню или наоборот. Для услугодателя важно, чтобы на каждом входе стояка в квартиру или дом стоял прибор учета. Право потребителя – переделать систему водоснабжения, чтобы установить меньшее количество счетчиков. Главное, чтобы вся вода, которая поступает в квартиру или дом, шла через прибор учета. Это мы будем проверять.
– Еще один вопрос, который часто задают горожане: «Окжетпес» продает счетчики, устанавливает их?
– Нет. «Окжетпес» не продает счетчики, не устанавливает их, не поверяет. Мы только принимаем установленные счетчики в эксплуатацию и затем следим за их, выдаем предписание на поверку. Сейчас в процессе пломбирования счетчиков мы столкнулись с такой проблемой: потребители, покупая счетчики, не могут найти на приборах учета пломбы, которые должны свисать сбоку. Сегодня пломбы есть не на всех счетчиках. На некоторых вместо пломб – клеймо. Чтобы не ошибиться, перед покупкой надо внимательно изучить паспорт, где указано, что на данном счетчике изготовителем установлена либо пломба, либо клеймо.
– И самый важный вопрос: на самом ли деле по счетчику платить за воду выгоднее?
– Это зависит от того, как вы будете пользоваться водой, в каком состоянии у вас в квартире или доме смесители, как работает сливной бачок. Казалось бы, небольшая утечка из смесителя или постоянно тоненькой струйкой текущая в унитаз из сливного бачка вода – мелочь. Но счетчик все это будет учитывать. Так что неисправного сантехнического оборудования дома быть не должно. Привыкайте не включать воду тогда, когда вы ею не пользуетесь. Например, включили воду, зазвонил телефон, вы разговариваете 20 минут, а вода течет. Мы давно привыкли пользоваться электроэнергией при наличии прибора учета. Счетчик по учету воды работает так же: вы будете платить за тот объем воды, который потребляете.
Напоминаем телефон для получения консультации по установке приборов учетов,
по их регистрации и пломбировки — 99-62-63
Пресс-служба
ТОО «Окжетпес»