Почему страховщики не хотят платить рабочим АМТ

Две сотни работников АО «АрселорМиттал Темиртау», потерявших здоровье на производстве, остались без средств к существованию. Кто-то не получает денег пару месяцев, а кто-то — с мая прошлого года. Виной тому финансовый спор между АМТ и страховой компанией «Альянс Полис». Стороны разбираются между собой в суде и периодически разъясняют журналистам, почему никто из них не хочет платить.

В Казахстане действует закон об обязательном страховании работника от несчастных случаев. Работодатель заключает договор со страховой компанией, платит ей определенную сумму. И если потом с работником что-то случается, все заботы о пострадавшем ложатся на страховщиков. Человек, получивший травму или профзаболевание, может рассчитывать на ежемесячные страховые выплаты до полного своего выздоровления. Или до тех пор, пока ему не исполнится 70 лет. В прошлом году «АрселорМиттал Темиртау» работало со страховой компанией «Альянс Полис». Но в октябре страховщики заявили, что при составлении договора их обманули — АМТ занизило количество страховых случаев. Поэтому они отказываются платить.
— Мы заключили со страховой компанией договор на один год, — объяснял потом сложившуюся ситуацию юрисконсульт угольного департамента Рустем Нургалиев. — Заплатили ей 2,6 миллиарда тенге. Обшая сумма страховых выплат в год составляет где-то 200-300 миллионов тенге. Но они вдруг отказываются платить и утверждают, будто мы их обманули. В чем обман? Если взять статистику за последние пять лет, то никакого резкого роста травматизма на предприятии нет…
После того как АО «АрселорМиттал Темиртау» провело большую пресс-конференцию в Астане, «Альянс Полис» тоже решил объясниться.
— У нас сложилась своя собственная статистика страховых случаев, — говорят страховщики. — Она разительно отличается от предоставленной АМТ при заключении договора страхования. При этом, согласно договору, за данные, предоставленные страхователем, несет ответственность сам страхователь. Перепроверить предоставленные в тендерной документации сведения, запросив компетентные государственные органы, страховые компании не могут. Такое право им предоставляется только после заключения договора.
— Исходя из данных, предоставленных компанией «АрселорМиттал Темиртау», мы рассчитали, что за год — срок действия страхового договора — может произойти 100 страховых случаев, — говорит заместитель председателя правления СК «Альянс Полис» Талгат Усенов. — Страховые выплаты на одного пострадавшего в год в среднем составляют сумму в 1 миллион 300 тысяч тенге. Мы готовы платить такие деньги регрессникам до их полного выздоровления или до конца их жизни. Но в реальности пострадавших оказалось почти в три раза больше — 294 человека. Причем большая их часть — 234 — не жертвы несчастных случаев, а люди, получившие профзаболевания. Их болезни выявили как раз в период действия нашего страхового договора. Но если разобраться, причиной профзаболеваний стали условия труда. У нас есть заключение специалистов. На предприятиях АМТ — высокая запыленность, загазованность воздуха, неблагоприятный микроклимат и многое другое. Более того, в целях увеличения своих и без того немалых доходов АО «АрселорМиттал» уменьшает численность своих работников, игнорируя при этом тот факт, что работники при меньшей численности подвергаются большей опасности и чрезмерной трудовой нагрузке. Мы считаем, что вышеперечисленные факты критично влияют на здоровье работников АМТ, и именно недобросовестное, неряшливое отношение руководства металлургической компании приводит к увеличению уровня профзаболеваний и усугубляет течение болезни. Действия АМТ указывают на то, что работодатель не заинтересован в предупреждении страховых случаев и не предпринимает необходимых мер для сокращения профессиональных заболеваний на своем предприятии. Вместо этого АМТ заняло удобную для себя позицию, переложив всю ответственность на нас и натравливая на нас рабочих.
Страховщики утверждают, что готовы пойти на компромисс с «АрселорМиттал Темиртау», однако расплачиваться за профзаболевания в любом случае должен металлургический гигант, это его вина. Но тут уж как решит суд. Пока же ясно одно: при любом раскладе дальнейшее сотрудничество между АМТ и «Альянс Полисом» исключено.
— В Казахстане всего 3-4 компании, с которыми страховщики работают неохотно, — говорит Талгат Усенов. — И если еще несколько лет назад страховые компании активно боролись за право работать с АМТ, то потом ситуация изменилась. Каждый год АМТ заключает договор с новой страховой компанией. Как говорится, клиент пошел по рукам. Наверное, это тоже о чем-то говорит…

Сергей Терещенко
(«Новый вестник»,
№ 10 (663), 13.03.2013)

Добавить комментарий