Городской профсоюз беспокоит ситуация с подрядчиками. До сих пор политика трудовых отношений «АрселорМиттал Темиртау» устраивала и подрядчиков, и профсоюзную организацию, в первую очередь, потому, что оплата за объем выполненных работ была своевременной. Выполнялись и другие, не менее важные, пункты трехстороннего меморандума «О взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производства на объектах АО «АрселорМиттал Темиртау» и социальной защиты работников подрядных организаций». Об этом в интервью лидера профсоюза Натальи ПОПОВОЙ. |
— Наталья Михайловна, напомните историю подписания соглашения.
— С компанией «АрселорМиттал Темиртау» мы работаем по меморандуму с 2009 года. Соглашение подписали профсоюз, администрация и созданный в том же году Совет работодателей подрядных организаций. В подписании меморандума была острая необходимость, потому что в предыдущий, кризисный, год все подрядные организации были выведены из цехов и объектов комбината, и люди остались без работы. Мы волей-неволей начали заниматься занятостью членов нашего профсоюза. Администрация компании тоже поняла, что без подрядчиков, специалистов узкого профиля, комбинату тоже не обойтись. До этого руководители компании выходили к нам с предложением создать на комбинате костяк подрядных организаций, которые могли бы работать на постоянной основе и выполнять работы с высоким качеством и гарантией.
На момент подписания меморандума мы договорились с администрацией о том, что приоритет в предоставлении работы на комбинате будет отдан организациям, которые находятся в нашем составе. Почему именно так? Во-первых, это специализированные предприятия, многие из которых строили комбинат, имеют хорошие производственные базы и квалифицированный состав работников. Кроме этого, на этих предприятиях выполняется закон, они имеют, как минимум, колдоговор и трудовые договора со своими работниками. Не секрет, что в нашем городе, особенно в маленьких организациях, трудовые отношения часто не зафиксированы, и это приводит к жалобам на то, что люди отрабатывают определенный срок, и заработную плату не получают. На сегодня это встречается чаще, чем когда-либо.
Нас все устраивало в формировании тех трудовых отношений, которые были прежде. Если взять в пример прошлый год, были заключены годовые контракты, согласно которым занятостью на текущих ремонтах на этот год были обеспечены около 1500 человек. Контракты давали стабильность — работодатели могли формировать занятость, планировать работу своих организаций. Для комбината тоже были свои плюсы. В цехах работали квалифицированные работники, которые продолжали набирать опыт. То есть, благодаря соглашению мы пытались создать постоянные рабочие места для подрядчиков, закрепить на комбинате квалифицированных рабочих, что дисциплинировало трудящихся, и всем от этого было хорошо.
— Что изменилось в этом году?
— Согласно меморандуму, заказы на проведение работ в последующем месяце должны подписываться в конце месяца предыдущего. То есть, заказами определялась загрузка – сколько человек каждое предприятие должно выставить на ту или иную работу. Но в этом году заказы по прежней схеме оформлять перестали. К примеру, на сегодня не все заказы за октябрь подписаны. То есть, подрядчики отработали, а гарантий оплаты у них нет. На улице ноябрь, люди продолжают работать, а заказы на этот месяц также не подписаны.
Раньше оплата была своевременной, но в этом году идет постоянный сбой. Мы неоднократно обращались к гендиректору, г-ну Махадевану, а в августе были вынуждены написать в акимат, потому что на тот момент вопрос встал наиболее остро, многие рабочие не могли собрать детей в школу. Мы уведомили нашу исполнительную власть о том, что если зарплату будут задерживать и впредь, мы не сможем гарантировать сохранения социальной стабильности и своевременного выхода подрядчиков на рабочие места.
— Такие настроения в коллективах присутствуют?
— Могу сказать, что на 10 ноября не все подрядчики получили заработную плату за октябрь. Раньше комбинат хотя бы не задерживал выплаты «Техэксперту», потому что его персонал получает по 23 тысячи тенге за уборку помещений в цехах. Но теперь деньги задерживают и им. В понедельник нам поступали звонки из Угольного департамента о невыплате заработной платы. Люди грозились, что не выйдут на работу. Но, к счастью, во вторник деньги им выплатили. Нам, городскому профсоюзу приходится удерживать людей от крайних мер, а работодателям с уговорами выводить их на рабочие места. Потому что все мы понимаем, чтобы сегодня комбинату работать безаварийно, все объекты должны быть обеспечены не только работниками комбината, но и специалистами подрядных организаций. Тем более, что мы уже находимся в зимнем периоде. Стало «правилом», что любая поломка на комбинате – это вина подрядчика. Очевидно, администрации компании это удобно.
Сейчас подрядные организации находятся в сложной ситуации. Администрация постоянно говорит о намерениях сокращать людей, уменьшать затраты, и все это, вместе с постоянными задержками выплат, вызывает волнение у людей. Работодатели не могу спланировать численность людей, которых необходимо выводить на объекты и в цеха комбината. Но комбинату нельзя игнорировать интересы подрядчиков, это влечет нарушение трудового законодательства со стороны руководителей подрядных организаций. И не надо забывать, что их люди работают в таких же опасных и вредных условиях труда, что и работники «АрселорМиттал Темиртау», а во время аварий подрядчикам приходится быть в самых горячих точках. Проблема в том, для комбината стало системой не платить деньги, а подрядчики вынуждены вставать на колени перед менеджерами, от которых зависит оплата и буквально вымаливать эти деньги. А если кто-то из них подаст в суд, компания просто откажется с ними работать. Почему компания «АрселорМиттал Темиртау», которая позиционирует себя как цивилизованный работодатель, довела людей до такого?
— То есть, большинство подрядчиков находится в сильной зависимости от «АрселорМиттал Темиртау»?
— Сегодня в стабильной работе комбината заинтересовано не только руководство компании, заинтересованы и мы, потому что это — градообразующее предприятие. Там работают наши родные, там работали наши отцы и деды. Мы болеем душой за комбинат, потому что он рушится на глазах и в его стабильной работе должен быть заинтересован каждый житель города, не говоря уже об органах исполнительной власти.
К тому же, стоимость работ на комбинате невысока, поэтому подрядчикам приходится сводить концы с концами. Все предприятия горпрофсоюза имеют международные сертификаты качества, охраны труда, а их получение стоило больших денег. В то же время, оплата за текущие ремонты на комбинате происходит так, как нигде в мире, – из расчета на одного человека. К примеру, самые низкие расценки – 50 тысяч тенге на одного, эта цифра умножается на число рабочих, и получается стоимость работ на месяц. С этих денег предприятия оплачивают налоги, проектные работы, мероприятия по ТБ, оснастку, горючее и т.д. После несчастных случаев и директор по ТБ комбината Андрей Король, и службы капремонта говорят, что они хотели бы видеть на площадках больше ИТР с тем, чтобы они контролировали рабочих. Но ведь компания хочет усиленного контроля со стороны ИТР, в то же время не оплачивая их труд. А это весомые дополнительные затраты для подрядчика. Я неоднократно предлагала руководству компании использовать другую схему оплаты хотя бы на текущем ремонте. К примеру, с 15 рабочими выводить одного инженерно-технического работника при условии, что компания будет оплачивать его работу. То есть, добавить выработку еще на одного человека.
После длительных переговоров профсоюза с компанией «АрселорМиттал Темиртау» подрядчики подписали дополнение к контракту, по которому обязали «красных скорпионов» (смотрящих за исполнением правил ТБ) не допускать до работы подрядные организации, не имеющие заказа и превентивного плана на производство работ. Но этот пункт договора не исполняется. И нет ни одного случая наказания работника комбината – ни начальника службы снабжения, ни «скорпиона» за неисполнение пункта договора. Это нонсенс, когда люди приступают к работе, не имея заказа! А ведь еще год назад без подписанных контрактов и заказов людей в цеха не допускали, и порядка было гораздо больше, и нарушений меньше.
Сегодня на комбинате очень много «левых» организаций, у которых нет ни колдоговора, ни трудовых соглашений, ни профсоюзов, и контроль над работодателями осуществлять некому. Откуда они привели людей, насколько они квалифицированы — этими вопросами никто не задается. Руководство службы капремонтов понимает, что эти подрядчики согласны работать за копейки, и они берут их, не задумываясь, как они будут работать, насколько квалифицировано, и сколько отремонтированное ими оборудование будет в эксплуатации.
Все происходящее я описала в письме г-ну Махадевану. Оно было отослано с тем, чтобы он вышел на профсоюз и был готов обсуждать главный для нас вопрос – каково реальное положение дел на комбинате, предполагается ли сокращение числа подрядчиков? И информация об этом должна быть доведена своевременно до руководителей и профсоюза. Нас не нужно держать в напряжении, это – общее дело, и поэтому все должно быть прозрачно. Если администрация примет решение о снижении численности подрядчиков, то, согласно меморандуму, приоритет в предоставлении работы должен оставаться за теми организациями, которые в ходят в наш профсоюз. Сегодня этот меморандум действует, потому что он бессрочный.
Поскольку сегодня подрядчикам не подписывают заказы, как это было оговорено меморандумом и контрактами, мы рассматриваем это как шаг к тому, чтобы не платить. Возможно, это делается намеренно, чтобы подрядчики отказывались выводить людей на объекты. Тогда администрация сможет сказать: сегодня эти подрядчики не вышли – мы их уберем, потом те не вышли – их тоже уберем.
Сейчас компания обращается ко многим подрядным организациям с предложением о снижении стоимости выполненных работ. Но, на мой взгляд, дальше ее снижать некуда. Почему сегодня мы должны идти на уступки зарубежным бизнесменам, и соглашаться с их расценками на работы, которые гораздо ниже рекомендованных нормативными документами для применения на территории РК? Возможно, какой-то работодатель на это согласится, но в этом случае он не доплатит своему работнику.
Нас задевает и то, что на комбинате работает иностранная компания «Трой-Тэк». Работы им отдали по высокой цене, а в субподряд идут наши, городские, фирмы, но по гораздо меньшим расценкам. Однако обязательство по выплате денег за выполненные объемы работ перед турецкой фирмой «Трой-Тэк» компания «АрселорМиттал Темиртау» выполняет в установленные сроки. Есть нарекания по «Техэксперту». В договорах, которые заключила компания с этим подрядчиком, указаны одни площади, которые нужно убирать, но по факту они больше. Получается, что компания не доплачивает подрядчику, а он — своим работникам.
Традиционно раз в год мы встречаемся с администраций «АрселорМиттал Темиртау», чтобы обсудить все вопросы по подрядчикам, но в этом году такой встречи еще не было. Сейчас, с приближением нового года, настало время, когда администрация компании должна открыто выступить и рассказать о ситуации на комбинате, чтобы каждый рабочий знал, будет ли он работать и получит ли за это деньги. Со своей стороны мы всегда готовы к диалогу.
Наталья ПРОНЧАТОВА