В соответствии с постановлением от 2 июля 2012 года №899 комиссией в составе: главного государственного инспектора труда по Карагандинской области А.А.Шынтасова и государственных инспекторов труда В.А.Шамбасовой, В.В.Черного, Е.Баймагамбета, А.Игемберлиной, С.А.Абильдина, А.Е.Спатаева, К.Ш.Балсариева, А.А.Абжатова проведена внеплановая проверка в АО «Арселор Миттал Темиртау» (далее по тексту — работодатель) по обращению председателя профкома ОО «Профсоюзная организация Металлургов «Жактау»». Проверкой установлено, что общая численность работающих по состоянию на 1 июля 2012 года составляет 16353 человека, в том числе 5025 женщин. При этом по представленной статистике работодателя средний возраст работников составляет 42-43 года. |
За 6 месяцев текущего года уволено 1157 человек, из них по собственному желанию — 73, по схеме добровольного ухода — 462, по сокращению штата — 444, по нарушению трудовой дисциплины — 59, в связи с достижением пенсионного возраста — 7, по инвалидности в связи со справкой МСЭ — 1 и по иным причинам (перевод, смерть, окончание срока трудового договора и т.д.) — 111, тогда как за аналогичный период было принято всего 160 человек.
Отмечается снижение фактической численности рабочих от расчетного количества штатной численности. Таким образом, работодатель не обеспечивает необходимую численность работников согласно штатному расписанию.
В ходе проведенной проверки, установлен факт сокращения численности работников за счет реструктуризации структурных подразделений.
Так, за 6 месяцев текущего года сократилась численность работников на 444 человека с целью объединения производственных мощностей подразделений стального и угольного департаментов, повышения эффективности использования оборудования и потенциала персонала в связи с завершением работ по лицензированию деятельности ТОО «Курылысмет» (основание приказ работодателя от 10.10.2011г. №812). За два месяца до начала высвобождения работников работодателем направлена информация в ГУ «Отдел занятости и социальных программ города Темиртау» о предстоящем высвобождении работников в связи с сокращением штатной численности. Работодателем направлено письмо в профсоюзную организацию Металлургов «Жактау» о предстоящем сокращении для согласования.
Несмотря на указанное обстоятельство, работодателем осуществлено сокращение штата численности работников без письменного согласия представителей профсоюзной организации или мотивированного мнения, что является грубым нарушением пункта 2 статьи 56 Трудового кодекса PК.
По вопросу применения Положения «О схеме добровольного ухода работников».
За 6 месяцев 2012 года прекращены трудовые отношения с работниками в количестве 462 человека по схеме добровольного ухода (далее по тексту — СДУ).
Одной из основных причин сложившейся ситуации является применение работодателем Положения о СДУ, утвержденного генеральным директором АО «Арселор Миттал Темиртау» от 16.03.2012г. №6.
Данная схема разработана с целью принятия дополнительных мер по социальной защите работников при добровольном уходе с предприятия за вознаграждение, уменьшения управленческих уровней в структурах управления подразделений, а также снижения общего количества работников, исходя из функциональных потребностей предприятия в человеческих ресурсах для текущего рабочего процесса.
При этом, в заключительной части указанного Положения предусмотрено, что работники, увольняющиеся по данной схеме, не могут быть приняты на работу другими предприятиями в структуре «АрселорМиттал» или предприятиями с его участием или под его управлением.
Как показала проверка, данное Положение ущемляет права работников предприятия, значительно повышая коэффициент физической нагрузки на оставшихся рабочих при условии ежегодного возрастания объемов производства работ.
Следует отметить, что Положение «О схеме добровольного ухода работников» разработано с целью уменьшения численности работников. Таким образом, работники при меньшей численности, подвергаются большей опасности, что впоследствии приведёт у последних к увеличению фактов профессионального заболевания.
Согласно пункта 2 статьи 62 Трудового кодекса РК в акте работодателя должно быть указано основание прекращения трудового договора.
При проверке законности расторжения трудовых договоров установлено, что в приказах работодателя о расторжении трудового договора по схеме добровольного ухода отсутствуют основания для расторжения трудового договора. К примеру: приказ №14-к от 05.01.2012г., приказ №15-к от 05.01.2012г. и приказ №187 от 28.02.2012г.
Также в ходе проверки установлены факты нарушения со стороны руководства Компании трудового законодательства в части наложения дисциплинарных взысканий.
Так, при применении дисциплинарного взыскания в отношении работника Тимощенко А.Ю., работодателем не соблюден срок наложения дисциплинарного взыскания, а именно дисциплинарный проступок обнаружен 01.11.2011г., а наложено 04.01.2012г. Нарушение пункта 1 статьи 74 Трудового кодекса РК.
В приказах работодателя о наложении дисциплинарного взыскания отсутствуют основания для наложения дисциплинарного взыскания (объяснительные, докладные и служебные записки).
Изучение представленных документов по привлечению иностранной рабочей силы показало, что в настоящее время Компанией привлечены 17 иностранных граждан и на них получены разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, в том числе:
— для 15 иностранных граждан от 16.02.12г. сроком на один год с 22.04.12г. по 22.04.13г.;
— для 2 иностранных граждан от 14.06.12г. сроком на один год с 14.06.12г. по 14.06.13г. с особыми условиями уполномоченного государственного органа от 18.06.12г. №7-19/51 — создать 4 дополнительных рабочих места для граждан Республики Казахстан. Срок выполнения с 01.07.12г. по 31.08.12г.
Однако, в нарушение пункта 3 статьи 147 Трудового кодекса РК информация о приеме на работу с иностранными лицами не предоставлена работодателем уполномоченному органу по вопросам миграции населения.
При проверке соблюдения работодателем численности работников (выборочно) по цехам выявлен ряд нарушений.
Так, в конверторном цехе имеется недоштат по цеху согласно штатного расписания предоставленного руководством цеха.
По участку выплавки недоштат составляет 11 человек, из них сталевар конвертера -2, подручный сталевара -2, машинист дистрибутера -2, шлаковщиков -4, машинист транспортировки гор.металла -1.
Участок по ремонту огнеупорной футеровки конвертеров недоштат 1 человек-слесарь-ремонтник.
Участок подготовки производства: итого по данному участку недоштат составляет 12 человек, из них миксеровой-3 человека , шихтовщик-8, машинист скипового подъемника-1.
Отделение непрерывной разливки стали (МНЛЗ): операторы МНЛЗ-3, стропалыцик-2, разливщик стали-2, сталевар (установка внепечной обработки)-1, подручный сталевара-1, шихтовщик-2.
Участок по сборке, настойке шиберных затворов и технологической оснастки стальковшей и промежуточных ковшей: слесарь-ремонтник-1, ковшевой -3.
Участок подготовки и ремонта футеровки стальковшей: огнеупорщик на горячих работах -3.
Участок подготовки и ремонта футеровки промежуточных ковшей: водитель погрузчика -2.
Также недоплат машинистов кранов — 7 человек, машинист экскаватора-1 человек, операторов котельной-2 и т.д.
Фактическая численность работников конвертерного цеха составляет 842 человека, по штатному расписанию — 943 человека, т.е. недоштат составляет 101 человек.
Что касается укомплектованности персонала конвертерного цеха МНЛЗ-3 установлено, что фактическая численность составляет 91 человек, а по штату должно быть 107 человек, т.е. недоштат составляет 16 человек.
С начала 2012 года из данного цеха было уволено 30 человек. Из них по СДУ 12 человек, по собственному желанию 13 человек, за нарушение трудовой дисциплины 5 человек, перевод в другой цех — 2 человека.
С начала года в цех было принято 22 человека, из них 19 переводом из других цехов (УЖДТ, РМЗ, ЦТД и др.)
Листопрокатный цех состоит из 3 отделений (травильное, прокатное, термическое и листоотделка), также механослужба, энергослужба, электрослужба и общецеховой персонал. Фактическая численность рабочих составляет 562 человека, а по штатному расписанию 601 человек. Таким образом, недоштат составляет 39 человек. В целом наблюдается недоштат уборщиков горячего металла, стропальщиков, вальцовщиков, термистов, резчиков холодного металла, машинистов кранов и т.д.
На 1 июля 2012 года численность работников УЖДТ и количестве часов работы в выходной день за первое полугодие 2012 года, сложилось:
Профессия | план | факт | отклонение |
— маш.тепловоза | 212 | 157 | -55 |
— пом. маш. тепл. | 202 | 193 | -9 |
— приемосдатчик | 61 | 54 | -7 |
— монтер пути | 138 | 92 | -46 |
Количество часов работы в выходной день, ч/час (рабочие):
- январь — 17812, в том числе машинисты тепловоза и помощники машинистов тепловоза- 10028;
- февраль — 16409 аналогично — 9469;
- март -18906,5 -8859,5;
- апрель — 16833,5 — 10292,5;
- май -17300,58 — 10421,58;
- июнь — 17627,5 — 10223,5.
Усматривается нарушение п. 2 ст. 89 ТК РК «Общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать двенадцать часов в месяц и сто двадцать часов в год».
Так, численность оперативно-технологического персонала ЛПЦ-3, согласно расчетам, проведенным в соответствии с «Нормативами численности рабочих (без ремонтно-дежурного персонала) цехов, отделений белой жести предприятий черной металлургии», утвержденных приказом МЧМ СССР №903 от 25.09.1980г., составляет 645 штатных единиц, фактическая 562, отклонение составляет 83 штатных единицы, в том числе:
Прокатное отделение
Профессия | план | факт | отклонение |
— вальцовщик | 55 | 46 | -9 |
Термическое отделение
Профессия | план | факт | отклонение |
— аппаратчик электролитического обезжиривания | 25 | 20 | -5 |
— термист | 25 | 21 | -4 |
— оператор ПУ | 22 | 16 | -6 |
— резчик хол.металла | 117 | 101 | -16 |
— машинист крана металлургического производства | 141 | 115 | -26 |
ЛПЦ-2: численность оперативно-технологического персонала, согласно расчетам, проведенным в соответствии с нормативами численности рабочих составляет 456 шт.ед., фактическая 425, отклонение составляет 31 шт. ед. , в том числе:
Профессия | план | факт | отклонение |
— вальцовщик | 48 | 42 | -3 |
-оператор ПУ | 98 | 91 | -7 |
-термист | 26 | 24 | -2 |
-резчик хол.металла | 71 | 67 | -4 |
121 | 115 | -6 |
Численность оперативно-техологического персонала ЛПЦ-1, согласно расчетам, проведенным в соответствии с нормативами численности рабочих составляет 333 шт.ед., фактическая 283, отклонение составляет — 50 шт. ед, в т.ч.
Профессия | план | факт | отклонение |
-оператор ПУ | 19 | 15 | -4 |
— оператор стана | 34 | 30 | -4 |
-резчик хол.металла | 60 | 3 | -57 |
По коксохимпроизводству
(коксовый цех)
Профессия | план | факт | отклонение |
— технологический персонал | 289 | 277 | -12 |
— дверьевой | 60 | 57 | -3 |
— рамповщик | 16 | 11 | -5 |
Смолоперерабатывающий цех
Профессия | план | факт | отклонение |
— технологический персонал | 48 | 44 | -4 |
По аглопроизводству:
Аглоцех:
Профессия | план | факт | отклонение |
— агломератчик | 41 | 37 | -4 |
— оператор ПУ | 16 | 12 | -4 |
— машинист конвейера | 77 | 52 | -25 |
Участок шихтоподготовки:
Профессия | план | факт | отклонение |
— дробильщик | 17 | 13 | -4 |
— грузчик сырья и топлива | 10 | 5 | -5 |
— машинист конвейера | 39 | 22 | -17 |
Дробильно-сортировочная фабрика:
Профессия | план | факт | отклонение |
— грузчик сырья и топлива | 17 | 9 | -8 |
— машинист конвейера | 99 | 58 | -41 |
— машинист экскаватора | 22 | 6 | -16 |
— грохотовщик | 8 | 3 | -5 |
Неэффективно принимаются меры по укомплектованию численности технологического персонала ТЭЦ-2. ТЭЦ-ПВС до численности предусмотренной нормативной численностью, утвержденной приказом директора Департамента Республики Казахстан по регулированию естественных монополий по Карагандинской области, за № 281 от 23.07.2010 г. (для ТЭЦ-2),и утвержденного штатного расписания.
Так в ТЭЦ-2 и ТЭЦ-ПВС численность технологического персонала ниже расчетной численности на 27 человек по каждой станции. Нарушение:п.п. 7 п. 1 ст. 22; п. 5 ст. 96; п.п. 14 п. 1 ст. 317 ТК РК.
Выявлены нарушения действующего трудового законодательства в области безопасности и охраны труда — нарушение пунктов Правил проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда.
Так, в ЛПЦ-2 отсутствует план мероприятия по улучшению условий безопасности труда в организации по результатам аттестаций производственных объектов. Аттестация проведена в марте 2012 года.
В конверторном цехе срок аттестаций производственных объектов истек в декабре 2011 года. Приказ о создании комиссий от 18.04.2012 г. № 155. До настоящего времени материалы аттестации отсутствуют.
Более грубо нарушен пункт 2 статьи 320-1 Трудового кодекса РК в Управлении железнодорожного транспорта — нарушены сроки периодической аттестации производственных объектов по условиям труда (не реже чем один раз в пять лет), последняя аттестация проведена 02.04.2007 года (к примеру: карта аттестации № 237 «Помощник машиниста тепловоза участка эксплуатации путевых и снегоуборочных машин цеха по текущему содержанию и ремонту пути»).
Кроме того, нарушен пункт 7.4 раздела 7 «Условия труда и охраны здоровья» Коллективного договора между правлением АО «АрселорМиттал я Темиртау» и общественным объединением «Профсоюзная организация металлургического комбината «АрселорМиттал Темирау».
Так, приказ № 155 от 18.04.2012 года, директора по персоналу и социальным вопросам, «О проведении обязательной периодической аттестации производственных объектов Стального департамента по условиям труда» издан с опозданием, в нарушение сроков указанной аттестации.
Работодателем не выполняются требования по безопасности и охране труда, установленные нормативными правовыми актами, направленными на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, что является нарушением ст. 308 TК РК, п.п. 14 п. 1ст. 317.
Фактическая численность технологического персонала в цехах и производствах значительно ниже расчетной (утвержденной штатным расписанием) вследствие чего не обеспечиваются безопасные условия труда для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которые, согласно распоряжениям директора по производству, директора по персоналу, в связи с производственной необходимостью, работают в свои выходные дни, что является нарушением п.п. 7 п. 1 ст. 22; п. 5 ст. 96 ТК РК. Воздействие вредных производственных факторов может привести к заболеванию или снижению трудоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства (п.п.52 п.1 ст.1ТК РК).
Выполнение режима труда и отдыха, режима работы.
В части выполнения графика отпусков установлено следующее. В феврале 2012 года по графику должны были быть предоставлены ежегодные оплачиваемые трудовые отпуска 49 работникам, тогда как фактически предоставлены 46.
В марте по графику из 48 человек, в отпуск ушел 41 человек. В апреле по графику из 54, в отпуск ушел 51 человек. В мае месяце по графику — 57 человек, в отпуск — 53. В июне по графику -63, в отпуск — 53 человека.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что недоштат численности негативно влияет на соблюдение графика отпусков. В основном отпуска были не использованы в связи с отсутствием замены работников.
По АО «АрселорМиталл Темиртау» составлен и утвержден График сменности № 08, непрерывный, четырехбригадный с продолжительностью смены 11,5 часов с обеденным перерывом 0,5 часа внутри смены на 2012 год. Данный график согласован и подписан Председателем 00 «Профсоюзная организация Металлургов «Жактау» АО «АрселорМиталл Темиртау» В.В.Дубиным. При этом в графике заведомо планируется переработка месячного баланса рабочего времени 172,5-184,0 часов, вместо 151-167 часов.
Указанное стало возможным по вине работодателя и привело к несоответствию между укомплектованностью и объемом производства работ, а также привлечением работников в выходные дни.
Администрация предприятия не взаимодействовала, не подавала заявки по подбору кадров для трудоустройства с ГУ «Отдел занятости и социальных программ город Темиртау», что является нарушением подпункта 3 пункта 2 статьи 147 Трудового кодекса РК.
Выводы: в ходе настоящей проверки установлено, что работодателем допускаются грубые нарушения трудового законодательства, выразившиеся в допущении фактов сокращения штатной численности работников без согласия профсоюзной организации. Кроме того, допущены факты несоответствия между укомплектованностью и выполняемых работ, незаконным привлечением работников в выходные дни. Также допущены факты несвоевременным проведением аттестации производственных объектов по условиям труда. В ходе настоящей проверки в адрес генерального директора подготовлены предписания по выявленным нарушениям.