Как живут сегодняшние профсоюзы?

В эти дни во Дворце независимости впервые в нашей стране проходят Дни горно-металлургического комплекса Казахстана. Одним из центральных событий форума, как ожидается, станет съезд работников горно-металлургической промышленности, в котором примут участие 370 делегатов, в том числе и от профсоюзов. Как живут сегодняшние профсоюзы, кого объединяют в своих рядах, чем располагают для защиты прав и интересов трудового человека? Об этом разговор с председателем Профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности Казахстана Асылбеком Нуралиным.

– Асылбек Жамашевич, трудно или легко в наше время говорить с бизнесом?
– Не могу сказать, что легко. Профсоюз трудящихся горно-металлургической промышленности Казахстана объединяет более 50 профсоюзных организаций, членами которых являются 210 тысяч человек. Естественно, на предприятиях ситуация в сфере социального партнерства и социальной ответственности неоднородна. К примеру, на днях руководство ENRC объявило о повышении зарплат работникам всех своих предприятий. И этот шаг сделан на фоне прогнозов по поводу второй и третьей волны финансового кризиса. Мы еще раз убедились, что компания заботится о благосостоянии своих людей, которые нередко целыми семьями трудятся на горно-металлургических производствах, к слову, в основном градообразующих. От них во многом зависит повседневная жизнь населения региона. На мой взгляд, в этом как раз и проявляется социальная ответственность бизнеса. Ведь, как известно, государство сегодня не вправе диктовать работодателю, какую зарплату он должен платить своим работникам и какие меры соцподдержки «положить» в соцпакет. Минимум прав оговаривается в Трудовом кодексе. Все, что сверх того, зависит от экономических возможностей предприятий и сознательности работодателей. ENRC в этом смысле – хороший пример для всех компаний нашей отрасли.

– В советские времена 99,9 процента работников являлись членами профсоюза. Но зачем сегодня человеку профсоюз?
– Тот, кто себя считает самодостаточным и сильным человеком, может сказать: мне профсоюз не нужен, если у меня возникнет какой-либо конфликт на производстве с начальством, я сам его решу. Мы никого на аркане в
профсоюз не тащим, но, безусловно, разъяснительную работу проводим. Это наше право, наша возможность и наша обязанность.
И люди вступают в профсоюз для того, чтобы иметь коллективную защиту своих прав. В рамках отраслевой трехсторонней комиссии мы бок о бок работаем с Министерством индустрии и новых технологий, Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП). Мы находим общий язык, согласовываем свои действия. Конечно, не всегда и не во всем сходимся, тем не менее мы консультируемся и достигаем консенсуса. У нас нет принципиальных противоречий.Между министерством, работодателями и профсоюзом имеется отраслевое соглашение, где оговариваются базовые уровни зарплаты. Подписывается такое соглашение, потом оно трансформируется в положения конкретного коллективного договора на конкретном предприятии, где оговаривается уровень оплаты труда. Коллективный договор – действенный инструмент. Заключение таких договоров, последующий контроль за их выполнением, плюс помощь каждому члену профсоюза в случае возникновения трудовых конфликтов – вот это главная задача профсоюзов.

– И что, получается?
– Мы провели мониторинг, и могу сказать: в коллективных договорах предприятий уже не осталось декларативных пунктов. Сегодня зарплата горняков и металлургов состоит из трех частей. Основная – должностной оклад. К нему прибавляются компенсационные выплаты для рабочих, занятых на вредных производствах. Третья часть зарплаты – стимулирующие выплаты. Так вот, в коллективных договорах, к примеру, АО «Алюминий Казахстана» и АО «Жайремский ГОК» четко указано, что для работников, занятых в особых условиях, к тарифным ставкам производятся доплаты в зависимости от класса и условий труда: в первом случае – от 5 до 20%, во втором – от 10 до 40%.

– Что еще могут предложить профсоюзы?
– Сейчас у нас появилась реальная возможность участвовать в процессе «зарплатообразования» через повышающий отраслевой коэффициент. Отраслевым соглашением на 2011–2013 годы данный показатель закреплен в размере 1,7. Но уже сейчас профильное министерство, профильная ассоциация и профильный профсоюз в альянсе обсуждают перспективы его роста. Благодаря применению коэффициента средняя заработная плата по отрасли выросла уже почти на 10%.

– Ваш профсоюз известен как коллективный эксперт в области трудовых отношений. Помогает ли работе такая известность?
– Скажем так, не мешает. Препятствия нам чинить уже, наверное, сложнее: задумываются оппоненты, прежде чем подступиться. Сейчас мы уверены, что нам удалось создать один из наиболее действенных инструментов по защите прав трудящихся. Но надо постоянно думать о том, что будет завтра.

(Интернет)

Добавить комментарий