Возможность получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) у казахстанцев появилась еще в 2008 году. Призванная сэкономить время пребывания жителей страны в госструктурах, электронно-цифровая подпись позволяет не только получить десятки справок в считанные минуты, но и произвести оплату штрафов, налогов и пошлин. С сентября текущего года выдавать ЭЦП стали и темиртауские центры обслуживания населения. |
Фактически, основной целью приобретения этого уникального для каждого гражданина страны набора цифр и букв является является свободный доступ к услугам портала электронного правительства www.egov.kz. Электронная цифровая подпись – это своеобразное доказательство того, что гражданин, осущесвляющий тот или иной запрос действительно является тем, за кого себя выдает. Если в личном контакте для этого необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, то в глобальной сети нужно помимо «логина» – ИИН вбить и пароль, а именно ЭЦП.
ЭЦП – надежный код, подделать который невозможно. Специалисты уверяют, что каждая ЭЦП построена на основе данных, присущих конкретному человеку. При помощи специальных кодов эта информация защифрована и уникальна, ведь двух одинаковых людей не существует.
Для оформления ЭЦП требуется всего лишь обратиться в ЦОН, где необходимо заполнить два бланка и предоставить копию удостоверения личности с ИИН. Причем заявку на получение ЭЦП можно заполнить и он-лайн, непосредственно на самом сайте www.egov.kz. Правда, для ее подтверждения все-таки придется идти в ЦОН. Ведь у госорганов нет гарантий, что вашими документами не воспользовалось другое лицо.
– Только за ноябрь нами было выдано 600 электронных цифровых подписей, – рассказывает инспектор ЦОН г. Темиртау Татьяна Сазонкина. – В день мы обрабатываем по 35 – 40 заявок. Каждому темиртаусцу, решившему воспользоваться данной услугой выдается диск, используя который при наличии доступа в Интернет он получает электронный ключ. Здесь же можно найти и всю полезную информацию по использованию услуг электронного правительства.
С помощью портала электронного правительства можно получить десятки государственных, коммерческих и информационных услуг, а также произвести платежи в бюджет. Услуги также делятся по категориям: в зависимости от жизненных ситуаций, по государственных органам, электронные услуги и услуги для иностранцев.
Причем, всеми этим перечнем услуг можно воспользоваться не только через портал электронного правительства, но и с помощью стационарных электронных киосков, так называемых пунктов общественного доступа. Пока киоск только один и расположен в здании филиала № 1 ЦОН г. Темиртау по адресу Блюхера, 23, но уже скоро такие киоски планируют установить во всех многолюдных точках города.
Работники темиртауского ЦОН подтверждают, что количество обращающихся за справками, в частности, по наличию или отсутствию недвижимого имущества сократилось в разы – раньше их выдавали более 300, сейчас меньше 150. Причем, раньше эта процедура занимала часы, а сейчас считанные минуты.
Стоит заметить, что перечень услуг постоянно расширяется. Недавно добавлена одна актуальная и полезная услуга – через портал электронного правительства можно забронировать очередь в любом центре обслуживания населения страны. Для этого достаточно указать на портале номер своего ИИН, дату и время посещения. Придя в ЦОН, вы забиваете свой ИИН в компьютер и получаете талон, на котором указанно ваше место в очереди. Причем, если номер в очереди уже прошел, то по приходу в ЦОН вы обслуживаетесь вне очереди.
До нового года планируется реализовать еще 15 комплексных услуг, которые, как показывает практика, также связанны с рядом неудобств. К примеру, услуга «Рождение ребенка». После этого радостного для каждой семьи события, родители малыша вынуждены обращаться в несколько инстанций. С реализацией этой электронной услуги процедура упростится. При одном единственном запросе на портале родитель получит комплексный сервис: выдача справки о рождении ребенка, выдача свидетельства о рождении, оформление пособий и даже бронирование очереди в детский сад.
А. Исланова