Гульшат Аргеновна Нугмарова – приёмосдатчик груза и багажа отдела декларирования, выросла в семье знаменитого сталевара Казахстанской Магнитки Аргена Жунусова. Её мама Батима проработала 28 лет машинистом крана в копровом цехе. В детстве, вспоминает она, в их доме всегда было много гостей, она считала их своими родственниками, а потом узнавала, что это папин друг или мамина подруга. Разговоры взрослых постоянно вращались вокруг металлургического комбината, дети росли в этой атмосфере, и когда стали взрослыми, не задумываясь, пошли работать на комбинат. Из шестерых детей только одна сестра Кульпан выбрала медицину, она возглавляет Темиртауский СПИД-Центр. Гульшат прошла свой непростой путь, пока нашла свою профессию, своё дело в жизни: работала нянечкой в детском саду, начинала учиться в КПТИ на специальности «Металлорежущие станки», работала в ЛПЦ-3 на упаковке. Отец говорил ей тогда: «Это твоя жизнь, тебе и решать, чем заниматься». |
В 1993 году она только вышла из декрета после рождения старшей дочери и услышала о наборе декларантов на станцию «Входная». Тогда почему-то считали эту работу временной и женщины постарше советовали ей попробовать: — Не понравится – вернёшься! И она решилась. На редкость удачно всё сложилось. Ей подписали перевод. Вначале это было бюро по декларированию грузов в отделе внешнеэкономических связей, потом декларантов распределили по бригадам, она работает в основном в четвёртой бригаде. Гульшат заочно окончила КГИУ в 2001-2007 году, у неё диплом инженера-эксперта: стандартизация и сертификация.
— Мы были самоучками,- вспоминает Гульшат, — начинали с изучения разных государственных постановлений. Пришли мы из разных цехов, таможенного образования ни у кого не было, но я, работая на упаковке в ЛПЦ-3, изучила в какой-то мере металл, знала ГОСТы, имела представление о том, как металл режут, как делают пачки и рулоны. Учились тогда вместе с таможней: они нам рассказывали, что нового узнавали, мы – им.
Работа была напряжённой, и приходилось оформлять много документов. Сейчас в отделе идёт разделение на импорт и экспорт, а тогда всё делали сразу, и в одной декларации было по 60-70 вагонов. Сейчас оргтехники гораздо больше, она облегчает работу, но и документов, например, по импорту стало больше. Требования таможни часто меняются.
Работать приходится со многими структурами Во-первых, с комбинатовскими приёмосдатчиками, которые формируют поезда. Во-вторых, с карагандинской фирмой, которая проводит экспертизу на каждый вагон, выдаёт сертификаты происхождения товара. Это делается на вагоны, идущие в СНГ: Киргизию, Узбекистан, Таджикистан. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Таможенный союз, в эти страны теперь оформляется только счёт-фактура. А раньше делали по 25-30 деклараций.
— Я документы заявляю в таможню, поэтому должна проверить, чтоб всё правильно было. Бывают очень большие декларации, — рассказывает Гульшат, — Я вношу вес, наименование груза, все ГОСТы. Мы отвечаем за правильность всей декларации, проверяем и исправляем чужие ошибки. В конечном счёте, помогаем чёткой работе тех структур, с которыми сотрудничаем, но имеем в этой цепочке самую низкую зарплату.
У Гульшат большая семья: муж, Берик Каримович, работает бурщиком шпуров в копровом цехе. Старшая дочь Амина студентка, юридического факультета КарГУ. Средняя дочь Агила учится в 8 классе казахской школы №9. Младший сын Калим — в 6 классе этой же школы. Третье поколение в семье Аргена Жунусова пока не планирует работать на комбинате. Калим увлекается футболом, играет в команде юниоров. В прошлом году играл в команде «Шахтёр», мечтает играть за сборную Казахстана. Недавно тренер отметил пятерых самых перспективных мальчишек, в том числе и Калима. Дочь Агила занимается танцами, вышивает бисером, вяжет. Амина определилась уже с выбором профессии.
С нежностью и теплотой говорит Гульшат о своём отце, кажется, совсем недавно он – могучий человек, настоящий мужчина, управлял работой мартеновской печи, а сейчас она крепко обнять его боится:
— Мы все его любим, часто навещаем. Папу, к сожалению, не обошли недуги, но память у него очень хорошая, он всех своих наставников помнит, друзей, дела минувших славных лет. От правнуков устаёт, но без них скучает. Время проводит перед телевизором, в курсе всех новостей, ждёт выступления по телевизору Президентов Назарбаева, Медведева, внимательно слушает, потом у нас спрашивает, слышали ли мы.
– Моя жизнь сложилась хорошо, – считает Гульшат. – Неурядиц случается много, но я стараюсь смотреть на жизнь с оптимизмом: вижу, солнышко светит утром, настраиваюсь на положительные эмоции. Конечно, когда папа болеет, или кто-то из детей, случается, что оптимизма не хватает, тяжело бывает, но рядом родные люди, всё можно преодолеть. Нас в семье было 6 детей, мы поддерживаем родственные отношения.
Отдыхать стараемся вместе, своей семьёй, иногда отдыхаем по путёвкам. Всё упирается в финансы – за учёбу Амины надо платить, а с нашими зарплатами это нелегко. Муж называет меня семейным бухгалтером, я всё расписываю каждый месяц, за что и сколько тратить. Зарплата, конечно, удручает, очень маленькая, низкие тарифы. Всё это тянется, по-моему, с советских времён. Но тогда был поясной коэффициент 15%, на него всё накручивалось. А сейчас один голый тариф, а тарифы устарели, их надо пересмотреть. На комбинате идёт экономия зарплаты, кто-то за это премию получит, а о работниках не думают. Люди круглосуточно на улице работают: в жару, в холод, тяжёлый физический труд. А зарплата 79-80 тыс. тенге – это не зарплата для мужчин. Сама Гульшат зарабатывает 40-50 тыс.
В институте учили: чтобы люди хорошо работали, их надо стимулировать морально и материально, продолжает она тему. – Лучших условий работы хочется: здание у нас старое, всё прогнившее. УЖДТ не занимается санитарно-бытовыми условиями на станции. Мы по 12 часов работаем, одни женщины, но воды горячей на станции нет, канализация постоянно забивается, в коридорах нет отопления.
Начальнику станции бессмысленно какие-то заявки подавать. М.А. Веснин добился в своё время, чтоб наше помещение отремонтировали, а всё остальное на станции в таком ужасном состоянии! Это ведь и техники безопасности касается Почему и УОТ и ТБ этим не занимается? Проводка электрическая старая, не выдерживает. Электрик пришёл и вилку у обогревателя отрезал, таким образом решил проблему. Словом, не ощущаем мы заботы о себе. Пожелать хочу всем добиться тех благ, которые мы требуем для достойной жизни и работы. И я надеюсь, что новый генеральный директор нам поможет, поймёт наши нужды. Успехов новому директору, а нам — повышения зарплаты!
Г.Кабанова