На момент прихода иностранного инвестора на металлургический комбинат «Криворожсталь» численность его сотрудников составляла почти 56 тысяч. Сейчас эта цифра едва превышает 35 тысяч человек. Но если металлурги и другие работники меткомбината считают что их осталось слишком мало, то заморский хозяин, похоже, придерживается абсолютно другого мнения — на предприятии еще имеются лишние штатные единицы. Для законного «избавления» от них на АМКР ввели систему поощрительного добровольного увольнения, когда взамен заявления об уходе сотрудник получает денежную компенсацию. Получается, что довольны все: и сотрудник, получивший «денежку», и хозяин, заранее просчитавший для себя экономическую выгоду после увольнения работника. Это и оплата больничных, премий, отпуска, «оздоровительных», санаторных путевок как для самого сотрудник, так и для его детей.
|
И все бы ничего, да вот только есть там один пунктик — взамен ушедшего никого не принимают. Освободившееся рабочее место просто сокращается. И если поначалу это никого особенно не смущало, то потом начавшие понемногу прозревать рабочие забеспокоились. Ведь нагрузка-то осталась прежней. И получилось, что там, где когда-то работали пять человек, теперь вкалывают трое. Причем за пятерых, а платят им зачастую даже меньше, чем раньше.
Теперь же избавляться от «балласта» на АМКР решили другим путем — структурные подразделения выводят в дочерние предприятия. Само собой разумеется, с последующей продажей.
Так, под действие приказа ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» № 1283 от 21.09.2011 «О создании рабочей группы по разработке проекта по выводу структурных подразделений в дочерние предприятия» попадают сразу четыре структурных подразделения АМКР:
— цеха пассажирского автотранспорта;
— управления общественного питания и торговли;
— медицинской санитарной части ГОКа;
— санаторий-профилакторий «Джерело».
На предприятии уже создана рабочая группа в составе восьми человек, которым поручено «… приступить к работе немедленно…». Чем, собственно, уже и занимаются, причем в спешном порядке. Так, без предварительного объявления, всего за пару часов до начала, 3 октября среди работников медсанчасти АМКР провели экстренное собрание. На нем присутствовало не более 70 находящихся в тот день в своей смене медработников. Всего же медико-санитарная часть предприятия состоит из 2-х поликлиник, 24-х здравпунктов и профилактория «Джерело». Это порядка 252-х сотрудников.
Так вот, на собрании, на котором присутствовала треть коллектива медработников, заместитель директора по медицинским вопросам Полтавец Н.П. объявила, что больше такого структурного подразделения — медико-санитарная часть — на предприятии нет, что будет создано дочернее предприятие, в состав которого и войдет медчасть. По словам обратившихся к нам в редакцию медработников АМКР, им тут же предложили написать заявления, причем сразу по два: первое — об увольнении с АМКР по собственному желанию, второе — о приеме на работу на вновь созданное дочернее предприятие. На вполне закономерные вопросы ошарашенных такой новостью людей — когда будет создано новое предприятие, с чем это связано, каким образом будет решаться вопрос трудового стажа и связанного с этим социального пакета? — ответа не последовало.
Правда, опять-таки, по словам медработников, менеджер проговорилась, что это дочернее предприятия просуществует в лучшем случае до апреля 2012 года, затем «… вас перепродадут». Вообще, перспектива плачевная.
И эти планы ничего хорошего рабочим не принесут: в связи с переходом на новое предприятие у них теряется производственный стаж, а значит, существенно сокращается размер заработной платы и социальных выплат, при этом некоторые предусмотренные колдоговором меткомбината выплаты будут отменены вообще. Для многих же переход в дочернее предприятие закончится последующим увольнением и безработицей. А ведь 90% медработников комбината составляют женщины, у которых на иждивении находятся несовершеннолетние дети и которым, в отличии от мужчин, гораздо сложнее найти работу.
В свое время коммунисты активно призывали трудящихся «Криворожстали» выступить против приватизации меткомбината. Но эти призывы не нашли своего отражения: тогда комбинатовцы говорили, мол, нам все равно кто хозяин, лишь бы платили зарплату. Тогда проработавшие долгое время на государственном предприятии с гарантированной заработной платой, реальной защитой профсоюза, металлурги думали, что и при новом собственнике все будет как прежде, они тогда не задумывались, а скорее не хотели задуматься, чем приватизация предприятия обернется для них и их семей. Ведь собственник ставит цель — получение сверхприбыли, а уж каким путем, его меньше всего волнует.