В.В. Дубин,
председатель ОО «Профорганизация металлургов «Жактау»:
— Если раньше заработная плата горняков и металлургов в 2-2,5 раза превышала среднюю по республике, то сегодня мы получаем почти, как бюджетники. А ведь труд металлургов и шахтеров один из самых тяжелых и опасных! Нефтяники, получающие в 3-4 раза больше чем мы в горно-металлургической отрасли, своей зарплатой недовольны и активно борются за ее повышение.
Кончилось терпение у металлургов и горняков. Если вернуться лет на пять назад, то увидим, что последнее повышение заработной платы (без индексации) было в 2006 году на 20%, в 2007 году – на 10%, в 2008 году – на 15,8%. А последние три года повышения заработной платы не проводилось, Правление ограничивалось индексацией. Но ведь индексация не покрывает всех затрат!
Сегодня мы твердо уверены, что должны действовать сообща: работодатель у нас один, цели общие, а достигнутый результат одинаково важен для металлургов и шахтеров предприятия и распространяется на всех! Решение о проведении общей конференции трудовых коллективов АО «АрселорМиттал Темиртау» — хорошо обдуманное и взвешенное. О таком сотрудничестве мы договорились еще весной этого года, когда подписали специальное соглашение в Кривом Роге. Теперь в любых вопросах мы будем действовать сообща.
В эти дни в трудовых коллективах угольного, стального и рудного департаментов проходили собрания, избирались делегаты на конференцию. Вопрос по повышению зарплаты давно назрел. Наша заработная плата с каждым днем теряет свою покупательскую способность. В 2010 году по Карагандинской области рост цен на продовольственные товары составил 9,7 %, промтовары – 4,8, услуги – 7,4, услуги ЖКЖ – 5,5 %, а зарплата повысилась только на 7,8%. По официальным данным с начала года цены на потребительские товары и услуги в РК увеличились на 5,9% против 4,6 в 2010 году, на продовольственные товары на 8,1 %, на платные услуги на 5,4%, непродовольственные товары на 3,6%. Считаем, что должна расти и заработная плата.
Профком уверен, что делегаты конференции в своих выступлениях будут говорить именно об этом и приведут веские доказательства и аргументы. Тогда будет легче вести переговоры с работодателем о повышении заработной платы на 30%.
М.В. Миргаязов,
председатель профсоюза угольщиков «Коргау»:
— Мы с металлургами едины не только в вопросе о повышении заработной платы. У нас немало и других вопросов, которые мы в интересах наших трудовых коллективах, решаем совместно с нашим общим работодателем. По индексации, например, Сейчас будем вести переговоры о 30% повышении заработной платы. Как показывает опыт общие переговоры для нас обоюдовыгодны, ведь требования и работодатель у нас с металлургами общие. Мы специально поднимали вопрос о повышении заработной платы на своей отчетно-выборной конференции и в первичках. Мы выполняем требования членов своего трудового коллектива. Конечная цель — 30% повышение заработной платы – надеемся будет достигнута!
Е.Д. Свиридова,
председатель профкома ТОО «Оркен Лисаковский филиал ГОК»:
— Повышения зарплаты мы ждем давно, поэтому в коллективах призыв на общую конференцию восприняли с энтузиазмом. Цены повысились буквально на все, сейчас много средств надо на обучение детей. А средняя зарплата «на руки» не более 50 — 67 тысяч тенге. Индексация зарплаты на 7,8% ничего нам не дала, малооплачиваемая категория работников ее просто не почувствовала. Разрыв в оплате труда ИТР и рабочих очень существенный. В августе мы выдвигали требования о повышении заработной платы на 15% ИТР и на 30% рабочим, но ответа от администрации предприятия не получили. Надеемся, что совместными усилиями мы сможем добиться повышения!
Г.М. Рудакова,
председатель профкома ТОО «Оркен Атасу»:
— После конференции в профсоюзе Металлургов «Жактау», состоявшейся в апреле т.г., мы тоже подготовили и выставили свои требования по повышению заработной платы в Правление. Но они до настоящего времени не рассматривались. Обидно, что за такой тяжелый труд наши шахтеры-горняки получают такую маленькую зарплату. А ведь руду добывать не самая легкая работа! Поэтому на конференцию 8 октября наши делегаты едут с особым настроением и надеждой, что наши требования, наконец, будут восприняты должным образом и вопрос по повышению заработной платы решится положительно!
Д.С. Жазыбаев,
председатель профкома ТОО «Оркен Кентобе»:
— Мы у себя провели собрания еще полгода назад и выставили требования о повышении заработной платы своей администрации. Но ответа не получили. Теперь вот попробуем добиться успеха в решении вопроса совместно с угольщиками и металлургами. Тарифные ставки и оклады у нас в Кентобе низкие, рабочие получают на руки по 50 тысяч тенге. А на дробильно-обогатительной фабрике и того меньше! Работники рудника с нетерпением ждут повышения заработной платы! Мы солидарны с общими требованиями металлургов и шахтеров АО «АрселорМиттал Темиртау».
Игорь Александрович Бокк,
мастер участка водоподготовки УНРС конвертерного цеха:
– Я хочу сказать о машинистах насосных установок, у которых зарплата 40-45 тыс. тенге. Это не уровень зарплаты для металлургии, сейчас в городе получают больше. Машинисты насосных установок – в основном женщины. Хорошо, если муж есть, а если одна, да ещё воспитывает ребёнка, то на такую зарплату выжить невозможно. Нагрузки на работающих растут, зарплата слесарей около 70 тыс. тенге, если убрать доплаты за расширенную зону, «чистыми» составит 50-59 тыс. тенге. Это низкая заработная плата, люди нуждаются в её повышении.
Кабдула Шакенович Турсунбеков,
слесарь-ремонтник вагонного депо ЦПС УЖДТ:
– Повышение заработной платы необходимо. Это правильное решение. Не все на заводе работают семьями, есть и те, в которых работают один-два человека. Цены растут, идет инфляции, повышение зарплаты – требование времени. Поэтому я полностью поддерживаю политику профсоюзов всех трех департаментов. Увеличение на 30% зарплаты необходимо.
Сергей Александрович Жмурин,
горновой доменной печи № 1:
– Полностью поддерживаю профком в вопросе повышения заработной платы. Бороться за увеличение зарплаты нужно, но дело в том, что цены на месте не стоят. Зарплату еще не подняли, слух прошел, цены уже подскочили.
Мы работаем в сложных и тяжелых условиях, но не можем похвастаться большой зарплатой. Для того чтобы удовлетворить все потребности этого не достаточно. Необходимо заработную плату поднимать в разы, а не на 30 %. Горновые раньше получали в разы больше, чем электрик или слесарь, а сейчас разница небольшая.
Елена Максимовна Савченко,
электромонтер ЦРЭО:
– Повышение на 30 % вряд ли скажется на наших зарплатах. Вот если каждому повысят зарплату на 30 тысяч, тогда да, рост будет заметен. Тем кто сидит на окладе те и получат примерно по 10 тысяч, остальные по 3 тысячи получат.
Сегодня металлургу действительно не хватает на жизнь с той зарплатой что сейчас, каждый месяц все дорожает. Даже не каждый месяц, а бывает, что каждый день. Не хватает денег. Это у меня дети уже не учатся, а у кого они учатся, тем зарплаты не хватает.
Дарига Жумагуловна Черепанова,
резчик на пилах заготовительного участка ПРБ механического цеха:
–Весь цех мы обеспечиваем заготовками, болванки на животе таскаем, очень интенсивный труд в течение всей смены. Кроме того, красим, убираем, стружку выметаем, подаём металл на пресс. А зарплата у нас самая низкая в цехе, после индексации общее начисление составляет 54 тыс. тенге, «чистыми» на руки – 46 тыс. тенге. И это с доплатами за расширенную зону! Цены выросли, детям помочь хочется, а ссуду возьмёшь – получать вообще нечего. Разве на эту зарплату можно жить? Разряд выше третьего нам не присваивают, с этим разрядом и на пенсию уйдёшь, и пенсия будет такая же мизерная, как зарплата. Зимой в цехе холодно, сквозняки, наш участок между входными воротами и въездными находится, ботинки тёплые не выдают и в своей обуви не разрешают работать, всю зиму мёрзнем, болеем. Повышение зарплаты на 30% нам не выгодно, мы ждём повышения на фиксированную сумму. Надеемся на наш профсоюз!
Людмила Сергеевна Ким,
старшая смены бригады №3 лаборатории прокатной продукции, Сектор СХА Центра ЦЗЛ:
– Мы выполняем анализы, без которых не может быть отгрузки. Работаем с вредными для здоровья веществами – прикурсорами, концентрированными кислотами, растворителями, чистая химия. За вредность нам не платят, ЛПП у нас нет, премию за отгрузку мы тоже не получаем. Работаем по сменам, в выходные и праздничные дни. Имеем высшее образование, к нашей работе предъявляются очень высокие требования. Наша зарплата – 45 тыс. тенге по — 5 разряду, 40 тыс. тенге по — 4 разряду. Даже пенсии сейчас выше. Промсанлаборатория не обнаружила у нас превышения вредных веществ, показатели по шуму, запылённости, загазованности не превышают норму. Мы возмущены замерами, не верим им, возможно, что не чувствительные приборы. Нам посоветовали пользоваться берушами и респираторами, даже количество молочных талонов уменьшили: было 23, т.е.1,5 талона за смену, а теперь – 1 талон за 12-часовую смену. Мы работаем в международной компании, выполняем очень ответственную работу, а получаем нищенскую по нынешним временам зарплату. Требуем повышения зарплаты на фиксированную сумму или дифференцированного повышения тарифов!
Андрей Викторович Яковлев,
мастер тепловозного депо ЦПС УЖДТ:
– Увеличение заработной платы, за которое борется профком, нам очень нужно. В первую очередь, потому что если у ИТР более или менее хорошая зарплата, то у рабочих некоторых специальностей, к примеру у экипировщиц, зарплата около 30-35 тысяч тенге. Если поднимут зарплату хоть на 30%, то ситуация улучшится. Той зарплаты, что есть сейчас не хватает на жизнь. О поездках во время отпуска вообще говорить не приходится. Только если по путевкам, выделяемым по льготной цене профкомом, а на собственный выбор средств не хватает.
Дмитрий Быченко, слесарь цеха по ремонту и
вулканизации конвейерных лент АГП:
– Вопрос повышения заработной платы стоит остро уже давно. Это важно и нужно для каждого работника комбината. Цены растут, а зарплата остается на месте. Сейчас еще «забрали» доплату за недоштат, её повышение зарплаты вряд ли покроет.
Булат Джумабаевич Кабжасаров,
электромонтер ДСФ АГП:
– Заработную плату нам не повышали столь существенно уже 2-3 года. Повышали только на процент инфляции и то с «боем», доводя дело почти до суда. Цены растут, должна расти и зарплата. В семьях по двое-трое детей, их нужно растить. Уже сейчас повышены цены за обучение, лечение.
При этом даже повышение на 30% не покроет то, что у нас уже забрали. По новой системе оплаты труда в этом месяце у нас люди потеряли от 30 до 50 тысяч тенге, в основном ремонтные службы – электрики и слесари. Убрали доплаты за расширенную зону обслуживания и недоштат. Раньше за него платили 30000, а сейчас всего 3000. А работа осталась прежней. Эти 30 % не восполнят потерю. Я считаю, что повышать нужно на 30 тысяч тенге каждому. У кого-то заработок большой, он еще больше увеличится, а у тех у кого заработок маленький повышения почти не будет видно.
15 лет назад, работая электриком 5 разряда в мартене, я получал $300-350, но я мог на $150 прокормить свою семью, а $200 отложить на одежду и квартиру. Сейчас я получаю $600 и этого даже на продукты не хватает!
Сергей Владимирович Миронов,
дежурный электромонтёр электроцеха ТЭЦ-ПВС:
– Работодатель находится в выгодных условиях потому что в городе нет другого предприятия, где мы могли бы применить свой опыт и знания, и вынуждены работать за мизерную зарплату. Нам некуда уйти: если б за моей спиной не было семьи, двоих детей, я бы ушёл.
Я выбран делегатом на профсоюзную конференцию и призываю всех работников АО «АМТ» проявить активность в своих требованиях, которые заключаются в реальном и достойном повышении заработной платы. Я обращаюсь к Правлению и призываю услышать Президента РК о повышении зарплаты всем гражданам нашей республики. В частности, у бюджетников уже прошло два повышения: на 10% в декабре прошлого года и на 30% в этом году. Моя зарплата на данный момент составляет 65 тыс. тенге. Считаю, что повысить надо минимум на 50%. На ТЭЦ-ПВС средняя зарплата рабочих 65-75 тыс. тенге. Если отнять доплаты за расширенную зону, – «чистая зарплата» – 52 тыс. тенге.
Я вношу своё предложение о том, чтобы ТЭЦ-ПВС приравнять к основным цехам. Трудовой коллектив ТЭЦ-ПВС не согласен с повышением зарплаты на 30%: сюда входит и инфляция 7,8%. Т.е. повышение уже на 22,8%, на нашу зарплату – это 18 тыс. тенге. Мы будем ещё долго заседать и договариваться, и к концу года получим это повышение на 18 тыс тенге. А для ИТР, которые получают 150 тыс. повышение составит 50 тыс. тенге. Я предлагаю не повышать зарплату ИТР, а добавить рабочим по 30 тысяч тенге каждому. Я хочу защитить интересы низкооплачиваемых работников, которые отработали на предприятии 15, 20, 30 лет, и все мы получаем одинаково.
У людей по 2-3 кредита зачастую на самое необходимое – на одежду, на телевизор, на стиральную машину, даже не на такие дорогостоящие вещи, как жильё или машина. Если конференция не даст результатов, надо выходить к управлению комбината на митинг и настаивать на своих требованиях!