«Бездомный» кружок

Н.Н. Марфутенко – дефектоскопист рентгено и гаммаскопирования WKV, много лет вынашивает идею создания Клуба технического творчества детей в нашем городе. Он из тех энтузиастов, благодаря которым совершаются многие хорошие дела в нашем мире, а мы понимаем, что не хлебом единым жив человек. Он – главный организатор и единственный инструктор кружка авиамоделистов в нашем городе, кружка, у которого в настоящее время нет даже крыши над головой.

Юные техники в клубе «ПЛАЗ» при ПЛ -13

В течение семи лет помещение для занятий кружка предоставлял профессиональный лицей ПЛ №13, и хотя это окраина города, в помещении зимой всего два градуса тепла, но всё равно Николай Николаевич благодарен бывшему директору лицея за приют. Теперь помещение понадобилось самому лицею. До конца лета разрешили подержать в лицее станки, оборудование, верстаки, пенопласты, краски, в большинстве случаев приобретённые на кровные денежки Н.Н. Марфутенко. И куда дальше деваться со всем этим добром?!
Пресса регулярно освещает выставки, конкурсы и соревнования, в которых успешно участвуют кружковцы. Но, к сожалению, бессильна привлечь внимание сильных мира сего к проблемам кружка авиамоделистов, даже получить помещение не помогла. Летом кружок авиамоделистов организовал выездную выставку и мастер-класс в лагере отдыха детей «Факел». О выставке рассказывали в новостях программы «Сфера».

— Детям было очень интересно, все удивлялись, — рассказывает Н.Н. Марфутенко, — что их сверстники-мальчишки делают своими руками такие вещи. В кружке можно что-нибудь изобрести, посочинять, и это не китайская аляповатая игрушка, которую завтра забудешь, но сделанное своими руками изделие, которое и на склоне лет во всех подробностях вспоминать будешь. Заинтересованные увиденным, ребята наперебой спрашивали: «А куда приходить?» «А где заниматься?» Что им ответить?

— Нас отлично принимали в лагере, с директором состоялся такой разговор: неплохо было бы организовать кружок авиамоделистов на время летних каникул. В тот момент стояла непогода, и дети буквально изнывали в помещении. У нас есть и жесть, и древесина, можно бронетехнику паять, гнуть, самолётики делать, хоть из картона, хоть из бумаги, пусть даже они не летающие будут, а стендовые. И танк, и бронетранспортёр, и установку «Катюша». Детям это было бы очень интересно, но у нас такая косность в преподавании некоторых предметов, — продолжает Н.Н. Марфутенко. — Единственное сооружение в городе для детей ДЮЦ «Алем», который построен в честь 50-летия Великого Октября. Да ещё при директоре комбината А.Г. Свичинском построили ДЮЦ «АМТ», и больше ничего. Дети там прекрасно занимаются танцами, лепкой, рисованием. А технического творчества как не было, так и нет, А его надо прививать с юных лет, так же, как игру на скрипке, — уверен Н.Н. Марфутенко.

— Посмотрите, сколько в городе построено банков, офисов, супермаркетов, на каждой трамвайной остановке чуть ли не по две аптеки. Когда говорят, что нет денег на строительство Клуба технического творчества детей, — с горечью продолжает Николай Николаевич, — мне хочется сказать: государственные люди, зайдите в супермаркет и громко спросите, есть ли там что-нибудь, сделанное в Казахстане?! Тишина. Ни резинок, ни карандашей, ни лампочек, всё откуда-то везём, рассчитываемся своим сырьём и полуфабрикатами. В каждом своём Послании народу Казахстана Президент делает упор на индустриализацию, на казахстанское содержание, чтоб здесь не чужие технологии были, а свои. А технологии надо начинать с образования, с ГОРОО, где я не нашёл понимания. Существует международная космическая школа имени Челомея для детей, там ребята занимаются с шестого класса. У нас можно было тоже организовать, есть же у нас школа искусств, например. А школы технического творчества нет, хотя в Павлодаре такая школа работает на базе бывшего дошкольного учреждения с прилегающей территорией. Там и ванны для запуска судомоделей, два кордодрома: один – с травяным покрытием, другой — с асфальтным. Штат школы — более 30 человек.

И ещё один интересный факт вспомнил Николай Николаевич: в Московский авиационный институт всегда был довольно большой конкурс, но некоторых ребят брали даже с тройками, потому что эти ребята были кандидаты и мастера по авиационным видам спорта, на планерах летали, на самолётах, парашютисты и авиамоделисты. Такие ребята – фанаты авиации, они до поступления в институт 5-7 лет занимались этими видами спорта, техникой. По окончанию института они уже ни на что свою специальность не променяют, это уже специалисты.

У кружковцев много полезных изобретений и по технике безопасности, и по службе ЧС. Эти изобретения могут найти применение в сельском хозяйстве, и в космосе могут пригодиться. Говорят «Необходимость – мать изобретений!» Появляется крайняя необходимость в чём-то, и очень скоро это придумывается, изобретается – сначала пуговица, потом игла, потом напёрсток и т.д. И когда говорят, что всё уже изобретено, придумано, это не так. В лагере отдыха детей «Факел» дети демонстрировали свои изобретения: к примеру, звуковой и световой сигнал для перевозки пачек металла, наши КАРы не оборудованы такими сигналами. Это только малая часть изобретений детей. В кружке, кроме всего прочего, они приобретают навыки техники безопасности, потому что работают с колющими, режущими, вращающимися, отравляющими веществами и инструментом, со всевозможными клеями.

Вышел фильм о детстве нашего Президента Н.А. Назарбаева «Небо моего детства». В фильме есть эпизод, как юный Нурсултан первый раз увидел самолёт, который приземлился за сопкой, побежал туда, познакомился с лётчиком, пообщался с ним, шлемофон примерил, а потом делал самолётики и мечтал о небе. Для мальчишек особое значение приобретает эта встреча на жизненном пути с авиацией, даже если они не становятся лётчиками.

Николай Николаевич огорчен тем, что в школах сегодня с опасением относятся к идее создания кружков технического творчества, хотя школьники с удовольствием занимались бы в них. А раньше в авиамодельных, судомодельных кружках занимались все желающие. Руководил полётами легендарный Григориади. Кажется, что совсем недавно всё это происходило. А сегодня и в военкомат обращались – поддержите! — бесполезно. Есть в городе общество «Отан» — преемник ДОСААФ, но там осваивается техника вождения автомобилей. Радистов, парашютистов и моряков там нет.

Занятия спортом, конечно, многое дают человеку, но навыков, производственных знаний они не дают. Технические виды спорта также требуют больших физических усилий. Если у мальчишки самолётик поднимется на 50м, то после этого он может улететь на километр. Это значит, что за самолётиком нужно сбегать, потом вернуться на старт, подготовить самолётик, в следующем туре участвовать, в котором всё снова повторится. За пять туров соревнований он набегается от души. Трудно находиться в степи, в полупустыне, где проходят соревнования, целый день. Авиамоделизм, техническое творчество, развивая способности к конструированию, к изобретениям, закаляет физически, воспитывает характер.

Н.Н. Марфутенко большое значение придаёт общению своих питомцев с лётчиками, регулярно ребята бывают на авиабазе 610, где видят настоящие боевые самолёты, слушают рассказы лётчиков о полётах. Недавно он организовал поездку группы «Прогресс» на авиационную базу, планирует организовать такую экскурсию для руководства АО «АМТ», чтобы убедить генерального директора, что не только спорт, но и другие виды творчества нуждаются в его поддержке: — Такое у нас своё «дзюдо» – «гибкий путь к победе», — шутит Николай Николаевич.
Лётчики побывали в гостях на металлургическом комбинате и прониклись сознанием, что труд металлургов – это тяжёлый труд. Но их служба – тоже не сахар, одно дело праздники, другое дело будни – напряжённые, круглосуточные бдения. Общение лётчиков и металлургов способствует взаимному обогащению знаниями, опытом, которые непременно дадут свой результат в работе и металлургов, и лётчиков. А дети, занимающиеся техническим творчеством – это будущие квалифицированные кадры, как для металлургии, так и для авиации. Всё, что требуется от взрослых, — это создать им условия для технического творчества.

Г.Кабанова

Добавить комментарий