В будущем автовладельцы сами смогут выбирать место прохождения техосмотра

В Мажилисе парламента РК прошла презентация законопроекта, предполагающего передачу техосмотра в частные руки и свободу для казахстанских автовладельцев в выборе места его прохождения.

По данным Минтранскома РК, за последние 10 лет количество транспорта в Казахстане увеличилось более чем в два раза — с 1 млн. 500 тыс. автомобилей до 3 млн. 300 тыс. Значительно изменился ассортимент и техническая оснащенность. При этом свыше 80% (2,8 млн. единиц) парка транспортных средств имеет срок эксплуатации более 7 лет, в том числе 520 тыс. транспортных средств эксплуатируются более 20 лет.

Техосмотр транспортных средств с середины 2011 года будет проводиться частными центрами — появилась информация в интернете. Предполагается открытие стационарных и мобильных линий, которые смогут автоматически определять параметры, напрямую влияющие на безопасность дорожного движения.

Отмечается, что «предлагаемый порядок проведения техосмотра предусматривает выдачу международных сертификатов техосмотра, наличие которых позволяют отечественным операторам беспрепятственно осуществлять грузопассажирские перевозки в 38 странах-участницах данного Соглашения, в том числе страны ЕС, Россия, Беларусь, Украина и др.»

За разъяснениями мы обратились в ОДП г. Темиртау. Нашим консультантом стал капитан отдела технадзора Олег Геннадьевич Воронин:

— Что нового появится в процедуре прохождения техосмотра?

— Поправками предусматривается передача техосмотра автомашин в конкурентную среду. Наряду с этим данная функция до 2012 года остается за МВД. Техосмотр транспортных средств будет проводиться частными центрами, которые должны быть оснащены соответствующими линиями технического осмотра. Это стационарные и мобильные линии, которые автоматически определяют параметры, влияющие на безопасность дорожного движения и экологию, таких как эффективность тормозной системы, рулевого управления, элементов подвески и выбросов в атмосферу.

Могу успокоить наших водителей – до конца текущего года никаких изменений в процедуре техосмотра не ожидается. В настоящее время техосмотр проводится в соответствии с постановлением Правительства РК №523 от 17 марта 2011 года «Об утверждении Правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, периодичность прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, форма диагностической карты технического осмотра» и никаких особых изменений в процедуре его прохождения пока нет. СТО не готовы к проведению техосмотра – им еще предстоит приобрести дорогостоящее диагностическое оборудование и провести все необходимые мероприятия на соответствие утвержденному стандарту. Только после проверок ревкомиссией из министерства транспорта и коммуникаций и получения лицензии ,СТО получат право на проведение техосмотра. Сегодня СТО пока только подают заявки, в нашем городе желающих заниматься ТО набралось не более 4 – 5.

— Учитывался ли зарубежный опыт? Как обстоят дела с техосмотром в других странах?

– Международный опыт проведения технических осмотров транспортных средств в зарубежных странах с развитой автомобильной индустрией показывает, что уполномоченные государственные органы в области транспорта устанавливают требования по проведению технического осмотра. К примеру, в Германии и Англии Министерство транспорта издает предписания, устанавливающие требования к порядку проведения технического осмотра и выдачи соответствующих разрешений организациям, осуществляющим оценку соответствия технического состояния транспортных средств. Аналогичные подходы действуют и в других странах Евросоюза, которые в рамках гармонизации правил проводят единую политику в отношении технических осмотров транспортных средств. Дорожная полиция в указанных странах осуществляет только контроль за своевременностью прохождения технического осмотра при их эксплуатации. Аналогичная работа по передаче функции технического осмотра в конкурентную среду проводится в Российской Федерации. В Беларуси этот вопрос был решен намного раньше.

— Как быть тем автовладельцам, чьи транспортные средства не смогут пройти техосмотр?

— При выявлении неисправностей будет выдаваться диагностическая карта и в течение 2 недель они должны быть устранены. Иначе автовладельцу придется по новой оплачивать прохождение техосмотра. Стоимость техосмотра составит порядка 3-4 тысяч тенге.

— Не будут ли на СТО специально выискивать неисправности, ведь им это выгодно ?

— Такие опасения существуют. Владельцу СТО выгодно, чтобы у него приобретали запчасти и оплачивали дополнительные услуги. Сегодня госавтоинсектор проводит осмотр визуально. Кстати, талон на прохождение ТО теперь выдается без конкретной даты: проходили в июле, значит, на следующий год в течение всего месяца можно будет выбрать удобное время для прохождения техосмотра.

— Как видно, процедура перехода ТО в «частные руки» не такая уж и быстрая?

— До 1 января 2012 года предусмотрен переходный период: параллельно с субъектами предпринимательства, получившими соответствующие лицензии Минтранскома, проводящими обязательный технический осмотр, будет сохранен действующий порядок проведения государственного технического осмотра. СТО должны еще получить электронную базу данных, которая сегодня имеется в распоряжении ОДП. Кроме того, предполагается наделить Минтранском функциями организации и обеспечения контроля за порядком и качеством проведения ТО в центрах. В свою очередь, правительство будет устанавливать сроки и порядок проведения техосмотра. По результатам техосмотра центрами станут выдаваться свидетельства о прохождении обязательного техосмотра, и ответственность за качество предоставляемой услуги будут нести данные центры. За халатное отношение работников станций техосмотра устанавливается юридическая ответственность центров в размере 40 МРП. Также вводится госпошлина за выдачу международного сертификата технического осмотра в размере 0,5 МРП.

Записала В. Шепеленко

Добавить комментарий