«Нас сдружила Магнитка!»

Сложно переоценить вклад в развитие Казахстанской Магнитки металлургов-ветеранов, по живым и ярким воспоминаниям которых  можно написать не только комбината, но и самого Темиртау. В их трудовых книжках, как правило, минимальное количество записей – о приеме на работу и об увольнении в связи с выходом на пенсию, а также множество отметок о трудовых наградах и поощрениях. Сегодня наш рассказ о заслуженных ветеранах-мартеновцах, чья трудовая биография началась 31 октября 1964 года, когда был подписан акт о вводе в эксплуатацию комплекса большегрузных мартеновских печей.
Одним из заслуженных металлургов, которого, к сожалению, уже нет в живых, был Тулепберген Салимбаев. В далеком 1965 году он стал заслуженным металлургом Казахской ССР, за годы работы был награжден такими значимыми государственным наградами, как Орден Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской революции – это не считая медалей за доблестный труд и производственных поощрений. Тулепберген и его товарищи по цеху достойно трудились на металлургическом комбинате не один десяток лет, выплавляя так нужную для всей страны сталь, выросли в  настоящих мастеров своего дела, воспитали достойными людьми собственных детей и подготовили себе хорошую смену на производстве. Своего коллегу, Тулепбергена Салимбаева, товарищи вспоминают только добрым словом – если возникали сложности в работе, мог поддержать и словом, и делом, как-то подбодрить. Он был поопытнее, приехал в Темиртау в военные годы, а после двухлетнего обучения на Урале на металлургическом заводе в городе Серове по приказу Совнархоза в 1946 году прибыл в будущий город металлургов. Устроился на тогда еще старый Казахский завод в мартеновский цех ковшевым, а спустя непродолжительное время перешел на разливку стали. В 1964 году, словно военный человек, вновь по приказу Совнархоза был переведен на работу в новый мартеновский цех разливщиком стали, и до 1987 года, пока не вышел на заслуженный отдых, отработал в мартеновском цехе №1. После десятилетий такой активной трудовой жизни Тулепберген дома усидеть не смог, и до 1996 года трудился в цехе озеленения. Как вспоминают коллеги и близкие, профессии своей был предан, как и родному предприятию, на работу никогда не опаздывал, за 41 год стажа на больничном был один-два раза, как и остальные его коллеги-мартеновцы.
Трудивший в мартене сталеваром Сагитжан Бийсенбаев вспоминает, что за всю жизнь он единственный раз опоздал на работу – когда жена сына рожала, но зато он потом так «летел» на завод!
– Болели мы за общее дело, – вспоминает Сагитжан Бийсенбаев.
Сагитжан приехал в Темиртау в 1960 году, после двухлетней учебы в Нижнем Тагиле, где осваивал профессию подручного сталевара. Отслужил в рядах Советской Армии. За это время в Темиртау уже пустили мартеновский цех и Сагитжан начал в нем свой трудовой путь по специальности. Работал третьим подручным сталевара, вторым, первым, а потом – сталеваром… И так – до 1993 года.
Еще один ветеран комбината, Алтынбек Асанов, которому довелось учиться в Днепродзержинске вместе с будущим Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, пришел в мартеновский цех №1 в 1964 году. Начинал он свой трудовой путь машинистом крана, и в этой же должности закончил работать в 2000 году.
Тогда же ушел на пенсию и Рамбай Шабакбаев. Начал он трудится вначале на старом металлургическом заводе в 1961 году, потом уехал в Караганду учиться в институте, а после его окончания в 1966-м вернулся уже на новый мартен. Рамбай Муканович особо вспоминает, какого высокого качества сталь они выпускали, как важна была она для предприятия и всего народного хозяйства страны, какой замечательный коллектив тогда трудился на комбинате.
– Нам есть что вспомнить! – отмечает металлург.
После закрытия мартеновского цеха Рамбай Муканович остался на родном комбинате и работал в конвертерном производстве до 2005 года.
Все они не только вспоминают свой цех с ностальгией, но и гордо рассказывают об отличительных качествах именно темиртауского мартеновского производства – а оно в советское время было действительно уникальным, увлекательно повествуют о тонкостях производства стали. С не меньшей гордостью рассказывают о царящей в коллективе атмосфере.
– Я вам так скажу: нашему мартеновскому цеху все вокруг цеха завидовали! – говорит Рамбай Муканович. – У нас такие сплоченность и дружба были!
— Да, и цех был уникальный, и коллектив, — считает Сагитжан Бийсенбаев. — Мы многие и приехали в одно время в Темиртау, вместе в общежитии жили, вместе в одном цеху работали — вот откуда эта сплоченность, душевное родство! Конечно, кто-то уже в иной мир ушел, кто-то уехал, кто-то остался – их по пальцам можно пересчитать, этих людей. После закрытия мартена кого куда работников разбросало: кто в конвертерный ушел, кто – в прокатные цеха… А пока вместе работали – досуг коллективно проводили: раньше у нашего цеха свой катер был, мы практически каждые выходные на Правый берег ездили в зону отдыха. Мы и спортом тогда занимались. Конечно, таких, как сейчас, масштабных спартакиад для нас не проводили – мы просто сами любили в футбол поиграть. А играли прямо в поле! В районе нынешнего хлебозавода у нас футбольное поле было, где парники сейчас, а еще где рынок в 70-м квартале – там был стадион, который в народе называли «Кочка», понятно почему… После игры шли все вместе на озеро купаться. Не могу судить, но с моей точки зрения тогда веселее у нас все проходило, хотя и условий таких, как сейчас, не было.
А что касается многонационального состава коллектива, сами ветераны вспоминают, что представители всех наций тогда жили очень дружно, одной семьей. «Сюда ведь со всех уголков Советского Союза люди съехались, а работа нас сплотила» – говорят заслуженные металлурги Казахстанской Магнитки.
Записала А. Исланова

Добавить комментарий