АО «НК «Қазақстан темір жолы» срывает отгрузку металлопродукции «АрселорМиттал Темиртау»

Продукция предприятия АрселорМиттал  реализуется более чем в 75 стран мира. Ежемесячно только металлопродукции на экспорт и рынок СНГ отправляется более 280 тысяч тонн. Естественно, подобные объёмы работы требуют соответствующей транспортной инфраструктуры. Сегодня отсутствие грузовых вагонов, в т.ч. арендованных за границей, негативно сказывается на отгрузке готовой продукции из Темиртау, более того ставит под угрозу выполнение июльского графика и обязательств предприятия перед потребителями.
— Сегодня график отгрузки готовой продукции нашего предприятия под угрозой срыва из-за дефицита вагонов, предоставляемых нацкомпанией «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). С таким обеспечением полувагонами мы уже за первые три дня июля имеем долг по отгрузке в 5,5 тыс. тонн. Сегодня на рампе  — 161 вагон, 11 тысяч тонн готового к отгрузке металла. Но отгружать не во что, — рассказывает о проблеме и.о. старшего директора по производству АМТ В.Ф. Филиппов. —  В минувшую пятницу в областном акимате состоялось совещание, специально посвященное решению этой проблемы. Акимат области обещал содействие в вопросах отгрузки. И первые изменения уже есть — если до этого КТЖ  нам запрещало использование вагонов принадлежности других железнодорожных администраций (Узбекистана, России, Украины, Киргизии и др) для отгрузки за пределы Республики Казахстан — теперь запрет снят.
—  В месяц комбинату необходимо 3,5-4 тысячи полувагонов свободного парка. Выполнение плана по отгрузке готовой продукции на июль  305 тысяч тонн уже сегодня вызывает серьезные опасения. В лучшем случае выйдем на 200 тысяч тонн. Основная причина  — отсутствие полувагонов. Мы обсуждали проблему в областном акимате в присутствии директора Карагандинского отделения КТЖ. Обещали помочь. Вообще-то эта  сезонная проблема теперь превратилась в постоянную. Ситуация еще более усугубляется тем, что необходимо выполнение правительственной программы по обеспечению бюджетных организаций углем на отопительный сезон, а также завершение программы «Дорожная карта», — делится мыслями  главный специалист по координации внешней и внутренней логистики Е.И. Бахарев – Вопрос с перевозками решается на правительственном уровне. Но ситуация очень и очень сложная.
В настоящий момент АО «НК «Қазақстан темір жолы» зашло в тупик по данной проблеме: 7,5 тыс. казахстанских полувагонов держит у себя Россия, еще несколько тысяч – Украина и ряд бывших союзных республик на юге. Они использует грузовые вагоны на территории своих ж.д.администраций, без согласования с КТЖ задерживают их возврат, несмотря на штрафные санкции. Казахстан старается активнее использовать подвижной состав других железнодорожных администраций, на территории республики их насчитывается до 1000 единиц.
Одним из решений проблемы дефицита подвижного состава может быть расширение собственного вагонного парка национальной компании КТЖ. За счет закупок за рубежом, либо собственного производства. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. В текущем году КТЖ закупило в Китае 2,5 тысячи грузовых вагонов, адаптированных к отечественным стандартам. После испытаний и получения сертификата их предполагается пустить только на внутриказахстанские перевозки.
Консенсус на высшем уровне
В компромиссе заинтересованы все. Железнодорожные администрации двух государств – Казахстана и России — «должны прийти к консенсусу». В департаменте по связям с общественностью КТЖ уточнили, что с инициативой провести двустороннюю встречу выступила казахстанская сторона. Она ставит перед собой цель более детально проработать вопросы, связанные с дальнейшим сотрудничеством аренды полувагонов у Российской железной дороги, порядком курсирования и отцепочного ремонта вагонов. Также прорабатывается вопрос о налаживании встречных попутных перевозок с частной компанией собственником вагонов «Первая грузовая компания», чтобы вагоны не ходили порожняком из Казахстана в Россию и обратно.
Выход из ситуации с дефицитом вагонов видится и в  развитии собственного производства. В Карагандинской области на базе «АрселорМиттал Темиртау» индийская компания Simplex запускает проект по производству вагонов и литых вагонных тележек. Проект на совещании с участием акима Карагандинской области Серика Ахметова и президента АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) Аскара Мамина представил генеральный директор предприятий «АрселорМиттал» в Казахстане доктор Франк Паннир.
«На совещании рассматривался ход исполнения меморандума о взаимном сотрудничестве между акиматом Карагандинской области и КТЖ. Ключевым моментом стало обсуждение плана по производству новых вагонов. Проект реализуется в рамках меморандума о стратегическом партнерстве между АО «АрселорМиттал Темиртау» и компанией Simplex и предполагает производство литых тележек и литья для вагонных тележек на производственных мощностях металлургического комбината в Темиртау», — отмечает пресс-служба «АрселорМиттал Темиртау».
Выход на серийное производство до 1 000 вагонов и 6 000 комплектов литья для вагонных тележек в год планируется с 2013 года. Стоимость проекта составляет 35 млн. долларов США. Проект актуален, в связи с дефицитом подвижного состава на всей территории постсоветского пространства, отметил генеральный директор. «Мы вынуждены сотрудничать с рядом компаний-собственников вагонов России, Украины, Прибалтики, привлекая арендованный подвижной состав — платформы и полувагоны. Это позволяет нам своевременно выполнять плановые объёмы отгрузки металлопроката покупателям, а также поставлять сырьевые ресурсы  на комбинат. К 2015 году дефицит грузовых вагонов составит порядка 24 000 единиц, а к 2020 году более 53 000. Поэтому, чтобы обеспечить бесперебойную работу предприятия, мы должны думать на перспективу и исключить дефицит подвижного состава в будущем. Именно поэтому мы и заключили меморандум с компанией «Simplex», — сказал Ф. Паннир.
В. Шепеленко

Добавить комментарий