Таможенное декларирование грузов

Михаил Александрович Веснин – начальник отдела таможенного  декларирования, рассказывает о создании, значении и работе отдела на комбинате.
В начале 1990 года, в связи с увеличением объема продукции Карметкомбината, отправляемой на экспорт, возникла необходимость создания отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС), задачей которого являлось заключение контрактов, оформление документов на отгрузку продукции комбината за пределы Советского Союза, получение экспортной выручки от проданной продукции.
В период распада Советского Союза бывшие республики приобрели самостоятельность и возникла необходимость в защите экономических интересов государства, которая возлагалась на таможенные органы.
В 1992 году комбинату необходимо было самостоятельно производить таможенное декларирование грузов, отправляемых в страны дальнего зарубежья. Так было создано бюро декларирования численностью 4 человека. С этой даты началось становление нового структурного подразделения комбината, в задачу которого входило проведение таможенного оформления продукции комбината.
Я пришел в ОВЭС из ЦРМО-3, где проработал с 1977 года слесарем, мастером, технологом, заместителем начальника цеха. Возглавить бюро декларирования меня пригласил начальник ОВЭС в то время Черных А.П. Дело для меня новое, неизведанное, и  я решил попробовать свои силы. Была литература, был специалист, который обучался в Москве. Он объяснил  азы, а дальше пришлось учиться на практике. В тот период было немного проще проводить таможенное оформление, потому что это были грузы только на дальнее зарубежье и Прибалтику. Грузы на дальнее зарубежье оформляли одной декларацией на судовую партию, отвозили в порт и сдавали декларацию. Одесса, Ильичёвск, Санкт-Петербург, Находка – это те порты, через которые мы отправляли наши грузы. На грузы, которые уходили в Прибалтику, необходимо было проводить таможенное оформление каждого вагона. Вначале приходилось нелегко: днём отработаешь в отделе, а ночью надо было ехать на станцию Входная, оформлять вагоны, чтобы не было простоев.
Со второй половины 1992 года все грузы, отправляемые и получаемые на комбинат из-за пределов Республики Казахстан, стали полностью проходить таможенное оформление. Перед комбинатом встала сложная задача подбора кадров для новой работы. Было принято решение увеличить первоначально организованное бюро,  чтобы была возможность проводить декларирование и таможенное оформление грузов комбината. Было организовано дополнительное бюро – бюро стран СНГ, численностью 36 человек. На тот период было два бюро: бюро по дальнему зарубежью и бюро по странам СНГ. Практически обучения никакого не было, так как не было возможности обучаться где-либо. Азы таможенного декларирования проходили буквально по горячим следам – обучались во время работы.
Впоследствии  два бюро слились в одно на основе того, что принцип оформления грузов был один и тот же, независимо от того, дальнее зарубежье или ближнее. Оставили одно бюро декларирования грузов. Азы таможенного дела, которым я научился, и опыт, который я приобрёл, я передавал вновь принятым сотрудникам. Можно сказать, что учились все вместе, и даже таможенников учили, потому что у них была аналогичная ситуация. Это никоим образом не влияло на таможенное оформление грузов в плане законности. Все законы и требования, которые были определены нормативными документами, соблюдались и выполнялись. С тех пор много воды утекло, много раз менялся Таможенный кодекс, изменилась номенклатура на продукцию комбината и  номенклатура импортируемого оборудования, товаров, материалов, сырья. На сегодняшний день импортируется значительное количество грузов из-за пределов РК. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный Союз – Россия, Белоруссия, Казахстан. С этого периода все грузы, которые идут из России и Белоруссии, и из Казахстана в Россию и Белоруссию, не подлежат таможенному оформлению. Но уменьшения объёма работ не произошло и облегчения мы не почувствовали.
Должен отметить, что в период  бытности ГАО «Кармет», «Олтекс», «Бутя» были проблемы с оплатой таможенных платежей и налогов. Для оформления грузов в таможенном отношении необходимо заплатить таможенные процедуры, импортную таможенную пошлину и НДС. Зачастую было так, что комбинат не мог оплатить таможенное оформление грузов. Грузы лежали на складе нерастоможенные, и не могли быть использованы в производстве. Когда пришёл «Испат Кармет», грамотные специалисты этой компании в первую очередь скрупулёзно постарались понять суть оформления, каким образом оно делается, и что нужно для того, чтобы оно не стопорилось, а шло своим чередом. С их стороны было понимание, что таможенное оформление необходимо делать, а также необходимо проводить платежи для того, чтобы своевременно получать товар, который мы приобретали для нужд комбината. Регулярно оплачивались платежи, не было задержек. С нашей стороны принимались все меры, чтобы своевременно провести таможенное оформление  грузов. Эта практика сохраняется и на сегодняшний день, задержек по оплате таможенных платежей и налогов я не встречаю. Мы делаем график оплаты платежей и налогов, согласно которого компания оплачивает в бюджет те платежи и налоги, которые необходимы для таможенного оформления. И если мы видим, что нам какие-то платежи не нужны, мы  отказываемся от этих платежей. На сегодняшний день в отделе работает 30 человек, в 2009 году под нашу ответственность мы взяли угольный департамент, и сейчас у нас два бюро: бюро угольного департамента в составе 5 человек, которые ведут оформление угольного концентрата на Украину, и оформление импортных грузов, которые приходят на шахты. И бюро стального департамента, основная часть работников которого находится на станции Входная. Круглосуточно работают 4 бригады, в бригаде 4 человека, которые занимаются оформлением только экспортной продукции. Три человека, которые работают в день, занимаются импортом тех грузов, которые приходят вагонами. В здании инженерного корпуса работают также два специалиста, которые занимаются оформлением импорта, мелкими поставками, которые приходят на комбинат автомобильным транспортом, почтой, контейнером, багажом. Для учета таможенных платежей и налогов, в отделе работает инженер по учёту таможенных платежей и налогов Бленцова С.А., в задачу которой входит своевременное обеспечение  платежами тех грузов, которые мы будем заявлять к таможенному оформлению, проведение сверок с таможенным постом Темиртау, отчёты по оформленным декларациям и соответственно по тем платежам, которые были сняты с этих деклараций. Отчеты предоставляются в финансовый отдел, в главную бухгалтерию комбината. Для удобства оплаты таможенных платежей и налогов на сегодняшний день имеется платёжная карточка, которая предназначена только для оплаты таможенных платежей и налогов. На эту карточку зачисляются средства, и мы соответственно с этой карточки снимаем средства по разным кодам бюджетной классификации: процедура, пошлина и НДС. Соответственно инженер по учету платежей ответствен за правильность разбивки платежей, чтоб не получилось, что нужно какой-то груз оформлять, а средств не хватает.  Начальники бюро стального и угольного департаментов организуют работу по департаментам, решают вопросы с таможней и со специалистами комбината. По грузам, которые получаем, работаем со службой снабжения. Служба снабжения предоставляет необходимые документы для таможенного оформления, время на таможенное оформление напрямую зависит от времени предоставления нам необходимых документов. Существуют нормы простоя вагонов на комбинате и чем быстрее мы оформим грузы в таможенном отношении как на экспорт, так и на импорт, тем будет меньше плата за использование вагонов. Так что, расслабляться нам некогда.
На станции «Входная» у нас два кабинета: в одном те, кто занимается экспортом, в другом – импортом. Условия нормальные, кабинеты в хорошем состоянии. Второй этаж на станции «Входная» занимает таможня. Для доставки работников к месту работы пользуемся автобусом отдела транспортной логистики, у которых на станции Входная  есть участок экспедиции, они утром забирают наших работниц с Востока и привозят на станцию Входная, а вечером в обратном порядке. Столовая на станции Входная отсутствует, она имеется только на ШПУ, это далеко, но мы обеспечили наших работниц холодильником, микроволновой печью, электрочайником. Средний возраст в отделе – 40 лет, основной костяк- это те, кто пришёл в отдел в самом начале, обновляется отдел незначительно. Образование разное, организовывалась служба в 1992 году в спешном порядке и было указание, каждому цеху выделить определённое количество людей для работы в этой службе. На образование тогда не смотрели. Моя политика с самого начала была такая, что для данной работы необходимо иметь высшее образование, поэтому  при приеме на работу я обращал внимание на образование. Упор был сделан на экономическое и юридическое образование или таможенное дело. Работа сложная, этому можно научиться только на практике. Мы оформляем все грузы: и механику, и электрику, и КИП, и химию, поэтому мы должны иметь представление обо всём, так как при таможенном оформлении каждый товар должен быть закодирован определенным кодом согласно «Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности». Правильное определение кода товара необходимо для определения размера импортной таможенной пошлины. В качестве небольшого помощника для определения кода товара у нас имеется «Пояснение к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности», где приводятся пояснения по применению кодов товара. Другими словами, суть нашего оформления сводится к тому, чтобы получить «добро» таможни на распоряжение грузом. Таможня стоит на соблюдении законности и экономической безопасности государства. А мы должны подготовить определённые документы на грузы, которые мы отправляем и получаем, для выполнения таможенным органом своих функций, т.е. законность отправки и получения грузов, которые мы отправляем и получаем из-за пределов Таможенного Союза. Таможенный орган проверяет все документы, указанные в декларации на товары, согласно которым происходит отгрузка нашей готовой продукции потребителю и получение товаров от наших поставщиков. После проверки всех документов и проведения определенных операций, таможенный орган на товаросопроводительных документах и на декларации на товары проставляет отметку «Выпуск разрешен», после чего товар может быть отправлен покупателю или может быть использован на комбинате.
Коллектив наш дружный, что положительно сказывается при выполнении трудовых функций. За отработанное время наши специалисты стали достаточно квалифицированными, обучение организуем внутри отдела вместе с В.А. Никитиной, она — мой первый помощник, работает начальником бюро стального департамента. Хочется отметить также хорошую работу Н.И. Шакановой – начальника бюро угольного департамента. Ю.П. Ланцова, Л.П. Курносова, Г.А. Жунусова — приёмосдатчики груза и багажа, выполняют большой объём работы, работают требовательно и ответственно. К сожалению, заработная плата в отделе одна из самых низких на комбинате. К слову, таможенные брокеры, по объёму выполняющие работу на порядок меньше, заработную плату получают в 2-5 раз выше. Учитывая значение для комбината и объём выполняемых работ, мы надеемся, что размер нашей зарплаты будет пересмотрен. Наш отдел образовался в своё время на пустом месте, специалисты таможенного дела появились значительно позже. Но мы успешно работаем, квалифицированно выполняем стоящие перед нами задачи и с оптимизмом смотрим в будущее.
Г. Кабанова

Добавить комментарий