Транспортная логистика

Глобальные процессы модернизации оборудования, хоть и с опозданием, пришли и на наш комбинат. Мы наблюдаем эти процессы во всех основных цехах комбината, надеждами на модернизацию оборудования живут вспомогательные цеха. О том, как разворачивается процесс модернизации железнодорожного транспорта комбината рассказывают  Е.И. Кондауров – начальник УЖДТ, и А.Альжанов – участник группы по внедрению транспортной логистики.
Создание системы транспортной логистики в УЖДТ- это веление времени, большая и необходимая работа. Арман Альжанов работал на станции «Стальная» дежурным по станции, поездным диспетчером. Зарекомендовал себя грамотным инженером, интересующимся новыми технологиями на железнодорожном транспорте. Дмитрий Чебурей – мастер СЦБ станции «Доменная»,   во всём, что касается диспетчерской централизации, чувствует себя, как рыба в воде. Работа начата в октябре 2010 года, часть проекта Д. Чебурея называется  «Диспетчерская централизация», а часть проекта А.Альжанова – «Информационно-аналитическая система   транспортной логистики». Они находятся на первом этапе внедрения транспортной логистики,  всего таких этапов три.
Первый этап состоит в подготовке двух технических заданий: «Техническое задание по транспортной логистике» и «Техническое задание по микропроцессорной централизации и диспетчерской централизации для управления и контроля  за поездным движением станции «Прокатная». В  УЖДТ 8 станций, из них 7 оборудованы релейной электрической централизацией разработки 60-х годов. Устарела техника и технология централизации. В настоящее время диспетчерская централизация подразумевает под собой полностью микропроцессорную технику, надёжную в работе, удобную в эксплуатации и менее затратную. А цифровые технологии значительно расширяют круг решаемых вопросов. При этом появляется возможность перейти на удалённый доступ, возможность управления стрелочными переводами, сигналами на расстоянии порядка 200км. И уже не дежурный по станции непосредственно управляет, а поездной диспетчер. Он видит на мониторе состояние  всего напольного оборудования, какой сигнал открыт, какой закрыт, свободность маршрутов, занятость путей. Всё это отслеживается в автоматическом режиме.
Ещё один глобальный момент при создании ЦУП: нахождение в одном помещении начальника смены, поездного диспетчера, маневрового диспетчера и дежурного по станции. Каждую операцию, прежде, чем выполнить, можно обдумать, обсудить. Сегодня связь осуществляется с помощью телефона, этого явно недостаточно. Сплочённость и обдуманность действий — это будет шагом вперёд. На основе станции «Прокатная» планируется построить Центр управления перевозками: сосредоточить весь диспетчерский аппарат в одном пункте, чтобы обеспечить наиболее эффективное оперативное управление поездной и маневровой работой, согласованность действий и исключить искажение информации.
В УЖДТ нет электронной системы слежения за вагонами, потоками грузов: заходит поезд, передаются все документы на вагон и на какое-то время вагон пропадает из поля зрения,  вагон может простоять несколько часов и даже дней. Плата за пользование вагонами за последние 5 лет, с 2005 по 2010 год, увеличилась в 4 раза: с 2млн. до более 8млн. долларов. Здесь ещё такой фактор действует: с 2007 года ввели пономерной учёт, а с 2009 года ввели штрафы за пользование вагоном: если он простоял 24-48 часов – двукратное, 48-96 – пятикратное, и свыше 96 часов – десятикратное. Транспортная логистика (проект 2011 года) позволяет обеспечить информационное взаимодействие с информационной системой станции примыкания АО «НК КТЖ».
С внедрением  транспортно-информационной аналитической системы — транспортная логистика, у нас будут сведения о всех вагонах, адресованных для АО «АрселорМиттал Темиртау», которую мы сможем получать с информационной системы АО «НК КТЖ». Мы сможем планировать, какой груз, куда, во сколько, на какой фронт поставить, где выгружать. У нас будет информация о дислокации вагонов, которые идут в наш адрес. Кроме внешней, будет внедрена внутренняя логистика — вся работа по доставке грузов внутри комбината будет вестись в электронной системе, она включает: поездную маневровую работу,  грузовую коммерческую работу и техническое обслуживание вагонов, будет исключён бумажный документооборот. Поездная маневровая работа: любая операция с вагоном, где бы он не был, будет фиксироваться в системе. Грузовая коммерческая  работа: как только прибыл вагон – время пошло,  его контролируют, отслеживают, чтоб не было перепростоя и штрафов. Плата за пользование будет, но не такая высокая, как сейчас. Она уменьшится, потому что будет заказываться столько вагонов, сколько нужно, сейчас мы заказываем сверх нормативов. Будет отслеживаться любой вагон в любом месте комбината. На данный момент бывают ситуации, что вагоны теряются, 1000 вагонов в сутки тяжело проконтролировать, когда всё это на бумаге.
Техническое обслуживание и ремонт вагонов: собственные и сетевые вагоны, если придут неисправными, информация об этом также поступит в систему. Внутренняя логистика очень большая, весь бизнес-процесс полностью расписывается в системе, в ней должна быть вся нормативно-справочная   информация. Разосланы технические задания по фирмам, потенциальным поставщикам программ по транспортной логистике в России, Белоруссии и Европе. Состоялось знакомство с некоторыми предприятиями в России («Северсталь») и в Белоруссии («Беларусь-калий»), на которых уже внедрена транспортная логистика и успешно работает. Программы по транспортной логистике разработаны, их не надо изобретать, надо просто тиражировать, они нам  подойдут, но в любом случае их необходимо будет адаптировать к нашим условиям. Фирмы, в которые отправили техническое задание, в ответ прислали технико-экономическое предложение. Некоторые из этих компаний приезжали на комбинат, показывали презентации своего оборудования.
На данный момент остановились на том, что прежде чем выбирать компанию, которая будет внедрять систему транспортной логистики на комбинате, стоит привлечь независимую компанию, которая проведёт дополнительное обследование объектов автоматизации, согласно нашим техническим заданиям. Фирма выдаст нам  свои рекомендации, концепцию дальнейшего развития УЖДТвозможно, свой вариант технического задания. Тогда у нас будет возможность сравнить. Это решение принят в начале апреля.
В Казахстане есть промышленные предприятия, где уже внедрена транспортная логистика, мы здесь не будем первооткрывателями. Кроме того, у нас на комбинате есть опыт установки автоматизированной системы взвешивания на станции «Входная», в скором времени будут установлены автоматизированные системы весов на перегонах Жанаул-Углерудная и Сокур-Углерудная. Весь груз, который заходит и выходит, любой вагон будет проходить через это взвешивание.
Эффект от внедрения транспортной логистики:
— Снижение размеров платы за пользование, штрафов за перепростой сетевых вагонов на подъездных путях, что позволит сэкономить более 600 тыс. долларов.
— Снижение расходов на ведение технологического документооборота (более 1,5 млн. документов в год) и сэкономить 160 тыс. долларов.
— Получение автоматизированной системы оперативного управления перевозочным процессом. Экономический эффект от внедрения транспортной логистики в зависимости от конкретных условий позволит комбинату окупить капитальные вложения на её приобретение в течение 1,5-2 лет.
— Любой руководитель комбината сможет увидеть на своём компьютере транспортную ситуацию по всему комбинату.
Внедрение транспортной логистики позволит выйти на современный уровень транспортных перевозок и успешно работать в будущем. Такие глобальные переустройства определяют работу не менее чем на 50 лет. Кроме того, предполагается изменение самого технологического процесса, мы планируем где-то объединение станций, где-то оптимизацию за счёт усовершенствования технологии.
Говоря о работе, проделанной А. Альжановым и  Д. Чебуреем, Е.И. Кондауров  отмечает, что в области транспортной логистики они самые авторитетные специалисты УЖДТ:
— Если вначале мы помогали им по некоторым вопросам, то теперь они помогают нам, информируют о новинках, показывают и рассказывают. Подготовили хорошее техническое задание. Общие достижения в деле модернизации железнодорожного транспорта на комбинате послужат на благо производства.
Г.Кабанова

Добавить комментарий