«Сокращение прорывов на МНЛЗ»

Группа непрерывной разливки стали Технического Центра сектора новой продукции ЦЗЛ состоит из трёх инженеров: Александра Павлиновича Микляева – менеджера по непрерывной разливке, Константина Юрьевича Вертунцова – начальника группы качества слябов, Михаила Ивановича Разумовича – начальника группы разливки. Очень чётко задачи группы определил К.Ю. Вертунцов: «Наша задача – разработка норм, правил и порядка выполнения технологических и технических операций, обеспечивающих  выполнение требований бизнес-плана, безаварийную работу МНЛЗ, быстрое реагирование на изменение внешних и внутренних производственных условий».
В обязанности группы входит разработка технологии производства слябов, дальнейшее ее совершенствование; обеспечение требований к качеству сляба со стороны ЛПЦ-1, как поверхности, так и внутреннего содержания, допусков по геометрическим размерам и весу.  Поэтому здесь имеет место несколько технологий, за которыми необходим контроль и поддержание их выполнения на современном уровне.
Существует основная технологическая инструкция по разливке стали на заготовку, на транспортировку, складирование, хранение, по отбору тимплетов.  Всего порядка 5-6 различных инструкций.
В отношении химического состава дело обстоит таким образом, что какую бы сталь не дали для разливки, её нужно разлить с требуемым качеством и необходимыми экономическими параметрами. Разливают на МНЛЗ любые марки.
На первом этапе освоения МНЛЗ было достаточно много вопросов по технологиям, которые были  получены вместе с машиной от фирмы «VAI». Около 600 технологий, предстояло переработать для наших условий и наших заказов. В результате было создано десять основных моделей разливки, которых вполне достаточно, чтобы разлить любой металл. Была проведена большая работа по определению  температурно-скоростных режимов разливки, совершенствованию самих технологий, способов разливки и инструкций.
В результате получилась своеобразная модель 5S, которая внедрена непосредственно в технологию, смысл которой состоит в простоте, единообразии и понимании выполнения всех операций. И сейчас, и в будущем важно, чтобы это сохранялось, потому что такой подход, как показало время, наиболее надежен и результативен. А если что-то случается, то никого не интересуют объяснения, важно только то, что написано в инструкции.
Специалисты Технического Центра ЦЗЛ  успешно решили и другую задачу: разработали комплекс мероприятий по недопущению аварийных ситуаций в работе МНЛЗ. В первые годы работы, в большом количестве возникали аварийные ситуации, которые приводили к внеплановым остановкам оборудования, необходимости его ремонта, авариям, которые называются «прорывом» корочки сляба. Когда стали выходить на проектную мощность, количество «прорывов» резко возросло. Совместно с цехом начали заниматься тем, чтобы исключить возможность возникновения таких аварийных ситуаций: т.е. уточнять технологию упаковки, технологию старта машины, использование материалов при разливке, подбор наиболее оптимальных для наших условий решений.  За три года аварийность существенно снизилась: если в 2007 году было таких ситуаций 26, то в 2010 году – 1.Внеплановые простои оборудования доходили до 12-14 часов, удалось сократить простои до 2,5-4 часов. Значительно снизился и брак слябов на МНЛЗ: за 2009 год он составил 0,015%, за за 2010 года – 0,0051%. Это не более 9 дефектных слябов из десятков тысяч, произведенных на МНЛЗ в течение года.
– В результате совместной работы с технологами и техническими службами цеха мы достигли в этом плане неплохих результатов. Наша задача в подобных ситуациях – провести анализ факторов приведших к возникновению нештатной ситуации, назвать причины, внести изменения  в  инструкцию, предпринять действия, которые помогли бы избежать повторения подобной ситуации. Меры, позволяющие предотвратить аварийную ситуацию, — считает А.П. Микляев, — не должны требовать дополнительных усилий и времени, не вызывать мыслей о модернизации, а быть максимально простыми, только в этом случае их выполнение будет результативным и продуктивным. Необходимо ориентироваться на реальные условия.
Работники группы пользуются заслуженным авторитетом в конвертерном цехе, многие предложения, выводы и оценки этой группы принимаются без объяснений, как аксиома, не требующая доказательств. Для достижения этого необходимы опыт и знания. Самый молодой в группе М.И. Разумович, стаж его работы — 16,5 лет, у К.Ю. Вертунцова — более 20 лет, у А.П. Микляева – 28 лет. Опыт работы большой, ближайшая перспектива – запустить МНЛЗ-3, освоить её и выйти на проектную мощность. МНЛЗ  отработала 6 лет на одном программном обеспечении. Сегодня специалисты считают, что нужно более современное, более качественное, чтобы машина работала  по-другому.
Группа постоянно ведёт  анализ работы участка – месячный, квартальный, полугодовой, годовой. На основании этого анализа выделяются проблемы, которые повторяются из месяца в месяц, из квартала в квартал. Это является основанием для инженеров группы заниматься данной проблемой: разобраться, сделать предложение, опробовать его в цехе. Если оно начало работать, тогда на основании определённого опытного периода и при положительных результатах готовятся рекомендации по использованию того или иного приема в повседневной работе на МНЛЗ.
Нет ни одного пункта, например, «Основной технологической инструкции», который не был бы переработан, пропущен через существующую физическую технологию в цехе,  не был отревизирован, или усовершенствован. Всегда находится более совершенное решение, более современное, более рациональное.  Необходимость внесения изменений в инструкцию может возникнуть в трёх случаях:
— плановые работы,
— при изменении внешних условий или условий работы на МНЛЗ,
— массовые неожиданные срывы и аварии, которые требуют срочных решений. И эти решения узакониваются в технологических инструкциях.
На 2011 год запланировано проведение новых проектов, согласованных с годовым бизнес-планом. В течение года рассматриваются различные варианты, это поиски литературы,  аналогов. Проводятся испытания, по принятым работам создаются временные документы,  проводится анализ полученного улучшения. Если это улучшение позволяет снизить себестоимость или улучшить какие-то другие параметры, то оно принимается.
Стандарты постоянно совершенствуются и периодически меняются. Допустим, стандарт перестал существовать в прошлом году, а инструкция написана пять лет назад. Соответственно надо в инструкцию внести ссылки на новый документ. Есть определённые марки стали, которые входят в десятки стандартов разных стран, они и называться могут по-разному. Меняются законы, инструкции, документы, всё это должно быть сделано вовремя и правильно.
Большую часть времени инженеры работают за столом, но они не меньше производственники, чем те, кто работает непосредственно на производственных площадках. Когда процесс разливки проходит безаварийно, и при последующем прокате не возникает вопросов, — то в этом доля и их труда. А.П. Микляев определил своё участие в производстве, как адаптацию существующего к требованиям времени.
Группа непрерывной разливки и группа работников конвертерного цеха в составе 16 человек участвуют в конкурсе среди предприятий «АрселорМиттал». Работа называется «Сокращение прорывов на МНЛЗ», отобрана в числе четырёх лучших. Число прорывов снижено  с 26 в 2007 году до 1 – в 2010. Средняя стоимость ликвидации одного прорыва 600 тыс. долларов. Результаты конкурса будут объявлены через 1,5-2 месяца.
Участие в конкурсе свидетельствует о высоком уровне работ, которые способны решать наши специалисты. Работа внедрена, прошла проверку в течение 2-х лет, претензий нет. Получила высокую оценку руководителей АО «АрселорМиттал Темиртау» г. Паннира, Хмелика, Нафде.
Интересны мысли инженеров группы непрерывной разливки Технического Центра ЦЗЛ и по многим другим злободневным вопросам работы на комбинате. Например, о модернизации:
– Нельзя решать проблемы модернизации и реконструкции только покупкой нового оборудования, — считает А.П. Микляев, — Мы используем на 60-70 % то оборудование, которое у нас есть. В Германии я видел сортовые станы для сортовой заготовки, производства 1919 года. Наш стан старого сортопрокатного производства был 1934 года. Они до сих пор работают, потому что доведены до совершенства с точки зрения автоматики и автоматизации. Зачем в этом случае покупать новый стан? Довести оборудование по состоянию до критического уровня – это один вопрос, а довести его  до совершенства – уже другой. Если на старое оборудование установить новую систему смазки, современную, автоматизированную, то оно будет работать вечно. Нужно определиться: зачем покупать электродвигатель целиком, если можно к нему купить систему смазки, которая будет гарантировать его долгую и успешную работу, тем более, что цена системы смазки и нового оборудования – несоизмеримы!
Что касается изучения английского языка нашими специалистами, А.П. Микляев уверен, что «гораздо ценнее люди, которые могут и хотят сделать что-то нужное в своей области, а не занимаются изучением английского языка в рабочее время. Как специалисты, мы ничуть не хуже, чем европейцы. А  хороший специалист, заслуживает того, чтобы дать ему переводчика, если это необходимо. Оценивать же специалиста по знанию языка ошибочно». В командировке в Европе Александр Павлинович дал огромное количество рекомендаций. И его прекрасно поняли без переводчиков, присылали благодарности на русском языке.
Технологические инструкции пишутся на одном всемирном техническом языке, если дать нашу технологическую инструкцию специалистам по непрерывной разливке, не знающим русского языка, то достаточно перевести содержание таблиц и больше ничего не нужно. Но даже люди, имеющие дипломы переводчиков, могут при переводе делать очень серьёзные ошибки. В США перевод профессиональных переводчиков по технологии приходилось корректировать, только тогда он становился понятным.
К.Ю. Вертунцов:
– Мы единственные в СНГ имеем возможность любой вопрос внести в Интернет-сеть компании «АрселорМиттал Темиртау» и получить в течение суток 5-10-15 ответов. Мы этим пользуемся, случается, что спрашивают и нас. Мы понимаем, что наше дальнейшее развитие без этого невозможно. У нас мощная компания в плане людских квалифицированных ресурсов, которые всегда могут нам помочь. Мы можем послать технический запрос и в ЮАР, и в Бразилию, и в США, и в Алжир, и в любую другую страну, где есть предприятия «АрселорМиттал». Степень ответа может быть разной, но всё равно это очень помогает нам, как специалистам. Особенно тесные контакты у нас с американскими специалистами компании «АрселорМиттал», мы прекрасно общаемся и без переводчиков.
Что даёт такое общение? Американцы при запуске нашей первой МНЛЗ подготовили нам такую литературу, о которой можно только мечтать. Свой 30-летний опыт работы на МНЛЗ передали нам, в доступной форме и в достаточном объёме. С коллегами из Чикаго мы в очень хороших отношениях, там много специалистов из бывшего СССР, они часто бывают у нас, по интернету общаемся, знаем их базу, они помогают нам снимать наши вопросы. По возможности мы тоже им помогаем, сотрудничаем.
Американских специалистов отличают собранность и целеустремлённость, умение находить решения, логично мыслить. А всего больше понравилась их независимость в суждениях и работе. Специалист-технолог чувствует себя совершенно свободно, он не отягощён никакими взаимоотношениями, субординацией. Чувство собственного достоинства у них исключительно развито.
Мы увидели, что даже схема построения завода у них другая, взгляд на качество оборудования , подход к решению инженерных задач — другие. В отличие от нас, они делают всё удобно, быстро и недорого. Они очень рациональны и ответственны. У них есть Технический Центр, который в своё время столько наработок сделал, что их хватит ещё не на один десяток лет.
Мы не лучше и не хуже, мы просто — разные. И если мы находим точки соприкосновения, то становимся конкурентоспособными.
Основа  структуры ЦЗЛ была заложена в другую историческую эпоху, тогда она соответствовала поставленным перед ней задачам. Изменения, происходящие со структурой ЦЗЛ в настоящем, направлены на то, чтобы мы были сопоставимы, сопряжены со структурой, которая принята в группе предприятий «АрселорМиттал».  Мы на этапе реформирования. У любого инженера сегодня бывают ситуации, когда он вынужден один в ограниченный промежуток времени принять решение и ответственность на себя.
В группе три человека, все занимаются непрерывной разливкой стали, но есть такие участки и области, где наиболее компетентен только один из специалистов. Если произойдёт ещё одно реформирование, то окажется, что некоторые сектора в работе просто некем будет закрыть. По некоторым разделам работ, осталось по одному человеку. Пустоты уже некому будет заполнять. И ещё очень тревожит проблема, что нарушена преемственность поколений, передать опыт некому.
Мечты некоторых реформаторов, что можно будет привезти специалиста из Америки на 1-2 месяца и он  решит проблему, вряд ли можно принимать всерьёз. По мнению К.Ю. Вертунцова, характерная особенность наших специалистов с 20-40 летним стажем – отсутствие «замыленности взгляда», благодаря тому, что каждый день появляется какой-то новый штрих в работе. Необходимо не только решить задачу, но привести её в сопряжение, вставить в существующую систему, в тот порядок проведения технологических операций, который существует. От опыта, накопленного в течение 20-40 лет, нельзя отказываться. Он помогает работать сегодня и будет помогать в будущем.
Г.Кабанова

Добавить комментарий