Рабочие будни участка ШПУ

Большая территория, которую занимает шлакоперерабатывающий участок доменного цеха, сложное оборудование, которое используется для приёмки и переработки шлака – делают его самостоятельным заводом. Его ритмичная, бесперебойная работа взаимосвязана с работой доменного цеха. О деятельности участка рассказывает и.о. начальника участка Владислав Юрьевич Лобиков.
– Весна сложное время в нашей работе, – участок стоит на болоте. Сейчас собираются талые воды, а если начинаем подсыпать дороги, то  вода идёт на территорию участка и топит железнодорожные пути. Постоянно поднимать уровень дороги мы не можем, сейчас лёд растаял и грейдер будет выравнивать дороги. Последний раз дороги асфальтировали в прошлом году, поэтому они в неплохом состоянии. За 2010 год удалось отремонтировать первую насосную. Выполнили объём работ, который не производился с 1960 года: заменили всасы на насосах, через которые в насосную поступает вода, они находятся на глубине 8 м. Прежние были полностью забиты, и гранустановка практически не работала.
Установили там же новые насосы, укрепили стеновые панели, поставили дополнительные балки, заменили водовод на гранустановку. Заменили кабельную эстакаду, полностю закрыли лотки. Получили новый экскаватор ЭКГ-5 российского производства, производительностью 5м3, в конце августа должны придти два китайских экскаватора. По предложению группы «Прогресс» для снижения себестоимости чугуна на участок будет приобретён гидромолот.
По-прежнему остаётся проблема нехватки вагонов для вывоза граншлаков, потребители готовы принимать по 1500 вагонов в месяц готовой продукции, а фактически мы имеем 700-800 вагонов. По этой причине происходит накопление граншлака на гранустановках, и он в виде эмульсии уходит в насосную, а это очень абразивный материал, приводит к выводу из строя насосов, зарастанию и забиванию водоводов. Увеличивается объём шлака на тупиках, что приводит к поломке экскаватора.
Основная наша задача – обеспечить доменный цех обработанными  ковшами для дальнейшего наполнения их огненно жидким шлаком. При стабильной работе доменного цеха, производстве 10 тыс. тонн чугуна, за сутки мы принимаем 240- 250 ковшей шлака. Единственный выход из этой ситуации — увеличивать парк вагонов. Но здесь обнаруживается такое противоречие: что выгоднее по цене везти потребителю – прокат или граншлак?  Разница огромная, поэтому дают вагоны на прокат. У нас есть потребители такие, как «Казцинк», у которых собственные вагоны. Мы их грузим и отправляем. В остальных случаях приходится платить потребителю и за продукцию, и за железную дорогу, и за использование полувагонов.
Мы нанимаем подрядчиков вывозить граншлак на отвал. Особенно хотелось бы отметить работу автоцеха по вывозу  граншлака на склады готовой продукции. Это помощь, которую мы получаем от автоцеха в виде так необходимых нам машин. Жидкий огненный шлак в ковшах из доменного цеха  поступает на шлаковый отвал, выставляется по фронту слива на гранустановки 1 и 2,  там есть приёмная яма и гидрожёлоб. Под давлением на гидрожёлоб  подаётся вода. Ковш постепенно наклоняется, сливает шлак на гидрожёлоб, где он смешивается с потоком воды, гранулируется, получается  граншлак, который дальше попадает в приёмную яму, из которой он кранами перетаскивается на склад, где  обезвоживается. Отгружается граншлак с влажностью до 9%. В этом и состоит процесс грануляции шлака.
На дробильно-сортировочном комплексе участка мы получаем щебень  четырёх фракций: 0-10, 10-20, 20-40, 40-70 мм. Потребность в щебне значительно увеличивается летом, одна бригада не справляется с его отгрузкой, поэтому на летний период по контракту набираем ещё одну бригаду. После слива шлака на гранустановки, ковши отправляются на тупик, где остатки шлака в ковшах с помощью шарбабы отбиваются и высыпаются. Наклоняется ковш, выбивается шлак , и уже пустой поднимается. Потом ковш заходит под брызгало, три раза обрызгивается известью, для того чтобы вся шлаковая масса не прилипала к ковшу. И после этого снова наполняется огненно жидким шлаком на доменных печах и приходит к нам.
Эти остатки поливаются водой для охлаждения, экскаваторы перекидывают их на террикон,  «Белазы» вывозят на дробильно-сортировочный комплекс, где стоят щёковые дробилки. Две первые фракции используются для растворов, бетона, для заливки опалубки по заводу, для железобетонных изделий. Из фракции 0-10 делают асфальт, который укладывается по городу и по заводу. Фракции 20-40 и 40-70 предназначены на подсыпку столбов линий электропередач, чтоб не повторилась авария, которая была в декабре при просадке напряжения. Все линии электропередач необходимо привести в порядок. На эти цели планируется направить 5тыс. тонн шлака.
Шлак – это продукция, которую всегда можно переработать. Раньше много брали россияне для подсыпки на дороги к местам добычи нефти где-нибудь на болотах. Тогда на четвёртом тупике дорога была и экскаватор грузил напрямую.  Работало 4 бригады ДСК, по 50 вагонов грузили продукции. А потом границы закрыли, перевозки стали дорогими, шлак стали складировать на отвале На этом отвале мы сможем работать ещё 1-2 года, а потом придётся строить новый отвал, а это дополнительные затраты. Моё мнение — надо отдавать его для разработки
На участке нужен забор, чтобы отделить промышленную зону от проезжей части дороги. В настоящее время при отсутствии такого забора происходят хищения металла — больших включений чугуна, которые попадают в шлак и оборудования. В зимнее время года здесь сложно работать из-за запарованности, видимость очень плохая. Проблем в работе много, удивляет подход нашего руководства, по-моему, до прошлого года оно и не знало, что такое ШПУ, не озвучивались проблемы, и всё было спокойно. Ситуация дошла до критического уровня, когда дальше просто стало невозможно работать, ремонт не выполнялся с 1961 года. На ремонте первой насосной пришлось практически жить в течение 2-х месяцев. Но ремонт выполнен и это обнадёживает. Много времени уходит на получение оборудования. Из-за его отсутствия проблемы нарастают.
На сменно-встречных собраниях поднимаются вопросы о необходимости наведения порядка на подшефах, гранустановках, тупиках, ДСК, чистке железнодорожного пути на второй гранустановке. Присутствовавший на собрании Б.А. Ляшенко – председатель профкома доменного цеха, напомнил об обязательном выполнении правил по ТБ, применении средств защиты, необходимости иметь при себе удостоверения. Вовремя проходить инструктажи, к 28 апреля – Дню охраны здоровья и безопасности труда, будут проведены большие проверки в цехах. Если не выявят никаких нарушений и замечаний, есть шанс получить премию. В ближайшем будущем планируется открытие на участке пункта освидетельствования на алкоголь.
В свою очередь, рабочие задавали вопросы о том, когда будут отремонтированы душевые, почему закрыли парилки. Состояние АБК шлакоперерабатывающего участка неудовлетворительное – необходим ремонт.
Г.Кабанова

Добавить комментарий