«После установки МНЛЗ работать стало легче»

Нурлан Мамбеталиев – разливщик стали конвертерного цеха. Его общий стаж на комбинате составляет около 40 лет, и только в конвертерном цехе от трудится 26 лет. О своем трудовом пути, обучении в дальнем зарубежье, ежесменных обязанностях и спортивной жизни Нурлан Баубекович рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Нурлан Баубекович, когда вы пришли на комбинат?

— Я окончил училище на помощника машиниста тепловоза. Два года отработал в УЖДТ, но мне пришлось перейти в мартен в 1989 году, потому что была аллергия на масло для тепловозов. В 1999 году мартен начали закрывать, и я устроился в конвертерный цех шихтовщиком, потом стал ковшевым, и постепенно «дорос» до разливщика. Обучали меня, что называется, на месте. И вот уже много лет я тружусь в этом цехе.  

— А потом вы перешли на машину непрерывного литья заготовок? 

— Да, но сначала было обучение. Меня с коллегами на два месяца отправили в Мексику в 2004 году. Город, где мы жили, называется Ласаро Карденас. Рядом с ним расположен металлургический завод, принадлежащий компании «АрселорМиттал». И там уже были установлены две машины непрерывного литья заготовок: такие же, как у нас сейчас. Так что во время обучения мы сразу же совмещали теорию с практикой. У нас был переводчик родом из Санкт-Петербурга. Во время учебы он познакомился с девушкой из Мексики, которая приехала в город на Неве получать образование, женился на ней и уехал на ее родину, остался там. Местные говорили на английском, а переводчик нам переводил.    

— Вам понравилось в Мексике?   

— Понравилось, несмотря на жаркий климат. Там очень хорошие, добрые люди – такие же, как наши. И многое из того, что говорят про Мексику – не более, чем сказки. Там вполне нормальная жизнь.

— Вы были на запуске МНЛЗ. Расскажите об этом событии…

— Все было очень торжественно. Собралось много народа: те, кто строил машину, те, кто обучался на ней работать в других странах. Приехали с телевидения, корреспонденты газет, ведь такая машина в Казахстане запускалась впервые. На запуске присутствовал первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Он видел, как мы открыли плавку, как работает новое оборудование. Конечно, такие моменты не забываются.

— В чем сейчас заключается ваша работа?  

— Мы контролируем технологический процесс разливки, так сказать, помогаем машине делать свое дело. И, хочу отметить, что по сравнению со старой разливкой работать сейчас намного легче. Раньше было много физического труда, много беготни. В настоящее время все по-другому. Конечно, нельзя сказать, что работа у нас простая, но разница ощутима.

— Кто-то из ваших родственников работает на комбинате?

— Мой брат – в ЦОИ слесарем. Сыновья на комбинат не пошли: они с малых лет занимаются хоккеем и сейчас тренируют детей в Астане. Я сам с детства профессионально занимался хоккеем, получил разряд, и до сих пор катаюсь, посещаю группу «Здоровье». У меня спортивная семья. Так, мой старший брат – главный тренер команды «Барыс».

— В соревнованиях участвуете?

— Да, защищаем честь нашей команды во всех ответственных состязаниях города и области, принимаем участие в чемпионатах. Многие наши игроки – работники комбината, которые раньше занимались хоккеем. Они трудятся в разных цехах.

— Как называется ваша команда?

— «Бешеные».

— Наверное, ваши соперники боятся команду с таким названием…

— Нет, почему… Это давнее название. И дело ведь не в том, как мы называемся. Чтобы побеждать, нужно прикладывать много усилий. Вот и стараемся держаться на уровне.

Кира Щербакова