
Электромонтер конвертерного цеха Алексей Карих пришел на комбинат более 30-ти лет назад, и с тех пор не менял место работы. За столько лет Алексей Викторович изучил свой цех «от» и «до», стал настоящим профессионалом, передал свои опыт и знания десяткам молодых работников. О том, насколько непросто трудиться электромонтером там, где выпускают сталь – в этом интервью.
— Алексей Викторович, когда Вы пришли на комбинат?
— В июне 1991 года после окончания училища. С тех пор, уже 33 года я работаю электромонтером в конвертерном цехе.
— Расскажите о своей работе…
— Я дежурный электромонтер в первой бригаде. Вместе с коллегами ремонтирую электрооборудование в цехе. Все кабели, освещение, лампочки, даже обогреватели и электрочайники – тоже наше. Нагрузка, конечно, большая. Цех огромный, и все электрическое. Конвертеры, конвейеры, шлаковозы, сталевозы и многое-многое другое. Так что без дела сидеть не приходится.
— За столько лет работы вам приходилось быть наставником, обучать молодежь?
— Да, новые работники приходят, некоторых из них закрепляют за мной. Я им все объясняю, показываю, рассказываю о географии цеха, делюсь с ними знаниями. А дальше все зависит от самого человека: если захочет работать у нас — останется, не захочет – уйдет.
— Большинство новых работников остаются, или уходят?
— Половина остаются, половина уходят. По крайней мере, так было раньше. Но в последнее время мало кто остается. Почти все, кого принимают, со временем рассчитываются, не хотят у нас трудиться. Может, потому что тяжелые и вредные условия труда. У нас же газы, высокая температура, спецодежда за одну смену становится грязной. Поэтому многие, поработав у нас максимум один год, переходят в цехи почище. Зарплата там меньше, зато не так тяжело, как в конвертерном. Да и разница в оплате труда между нашим цехом и, к примеру, прокатными цехами не настолько большая, чтобы мотивировать людей, которых мы обучили, остаться. Так что персонала у нас мало. Есть участки, где вообще нет бригад электромонтеров. Поэтому дежурный электромонтер не только ремонтирует, но и делает обходы, помогает, чем может. Когда я сюда пришел, работников было намного больше, чем сейчас.
— Кто-то из ваших родственников работает на комбинате?
— Нет. Раньше работал отец – в мартеновском цехе № 2 технологом. Когда мартен закрыли, он перешел электриком в конвертерный цех. Потом родители уехал в Россию, чтобы отец смог выйти на заслуженный отдых в 50 лет, так как в Казахстане отменили льготную пенсию. Мама успела выйти в 45, а отец пока дорабатывал, 13 лет добавили. А трудиться в таких условиях до 63-х практически невозможно. И вот папа уже 25 лет на пенсии. Что касается меня, то я надеюсь уйти из цеха в 55 лет, то есть через три года.
— Можете рассказать о семье?
— Я женат, у нас четверо детей – два сына и две дочери. Трое из них живут в России – остались после учебы. Старшая дочь работает в нашем городе, преподавателем в ПТКЛ. Уже есть две внучки.
— Скоро конвертерному цеху исполнится 55 лет. Что бы вы хотели пожелать коллективу?
— Терпения, желания работать, чтобы принимали новых работников, и чтобы они оставались в нашем цехе на долгие годы, достойной оплаты непростого труда и, конечно же, здоровья!
Кира Щербакова