Готов ли Темиртау к наплыву пассажиров после отмены заводских автобусов?

В Темиртау работа некоторых компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, подвергается серьезной критике как со стороны руководства города, так и жителей. Аким города Галым Ашимов требует, чтобы к апрелю, когда цеховые автобусы перестанут доставлять работников комбината до цехов АО «Qarmet», пассажироперевозчики выполняли свои обязательства на 100%.

23 января в акимате Темиртау состоялось очередное совещание, посвященное работе общественного транспорта. На данный момент в городе действует 28 социально значимых маршрутов, включая дачные и пригородные. Из них 15 являются основными внутригородскими, которые обслуживают пять компаний. Однако только одна из них работает без серьезных нареканий.

В ходе совещания аким Галым Ашимов вновь раскритиковал деятельность ТОО «Экобас». Эта компания появилась в прошлом году, постепенно забрав у ТОО «ТТС» пять из восьми маршрутов. В первые месяцы она радовала темиртаусцев стабильным графиком и новыми комфортными автобусами. Однако чем больше маршрутов переходило под управление компании, тем хуже становилось качество: график стал чаще нарушаться, а новые автобусы сменились на старые и малой вместимости.

-«Экобас». День начинается с вас и вами заканчивается. Как раньше это было с «ТТС». Вы пришли и забрали пять маршрутов. Хорошие, вкусные маршруты. Но каждый день люди жалуются. На 6, 14, 22 маршруты. Сегодня вы должны выпустить 44 автобуса, а выпустили 23. Подтверждаете? 29? Добавили? Согласен, пусть будет 29. Не хватает 15 автобусов. Это много. У СТЭКи 10 автобусов — на целый маршрут. Вы же обещали золотые горы! То автобусы привезете, то увезете, то замените старыми автобусами. Я устал подписывать ваши документы. Где 20 новых автобусов? Я уже обещал жителям, что они будут в прошлый понедельник! — возмущается Галым Ашимов.

В настоящее время ТОО «Экобас» обслуживает маршруты №7, 6, 14, 22 и 23.

-У нас возник незапланированный вопрос в начале января — 10 автобусов забрали в Балхаш. Эти автобусы были арендованы нами. Мы пока проходим весь процесс покупки 60 автобусов. Несколько месяцев отрабатываем. 10 автобусов забрали, но это было согласовано с акиматом области. На сегодня я могу сказать, что идет завершение подписания документов. На следующей неделе полностью завершаем подписание договоров с ФРП, QazTehna и получаем до конца января 20-30 автобусов, они уже готовые стоят. Нам они могут выдать их. До конца февраля все 60 автобусов получим. Есть вопросы, мы знаем, в городе, мы тоже беспокоимся, — говорит директор ТОО «Экобас» Асилхан Кадиров.

Однако наличие автотранспорта у перевозчика не вдохновляет темиртаусцев. Они слишком долго смотрели на работу ТОО «ТТС», где автобусов вроде как и хватало, но водить их было некому.

-На сегодня у нас 52 водителя. Есть водители, которые освобождаются от «Аби Астана». И есть договоренности с водителями, которые работают в автопарках Караганды, они ждут новых автобусов, сами подавали заявления. По поступлению автобусов они придут, — заверил Асилхан Кадиров.

ТОО «ТТС» наконец начинает придерживаться графика перевозок.

-У нас все в порядке, мы набираем обороты, водителей достаточно. В наличии 26 автобусов, на линии 23. С транспортом и персоналом проблем нет, — говорит заместитель директора ТОО «ТТС» Андрей Нам.

В этом году компании «КалаКолик» (маршруты 05, 2, 3, 15) и «Темирбаза» (06, 01) также надеются пополнить свои автопарки новыми автобусами.

-Да, у нас есть проблемы с автобусами на 01 маршруте, они изношены. Мы подали заявку в Фонд развития промышленности (ФРП) на обновление подвижного состава. Если все будет хорошо, то к концу года мы сможем обновить автопарк. Пока на линии будут работать имеющиеся автобусы. Заявку мы подали в августе 2024 года. Это длительный процесс, который может занять около года, учитывая, что мы впервые подаем заявку. Планируем приобрести пока 10 единиц, а там посмотрим, – рассказывает директор ТОО «Темирбаза» Жанаргуль Мусина.

ТОО «КалаКолик» в прошлом году уже получило 23 новых автобуса, а сейчас ожидает одобрения на лизинг еще 30 транспортных средств для обновления подвижного состава на 05 и 15 маршрутах. Сегодня эти маршруты считаются проблемными, так как выход автобусов не полный.

С середины января количество жалоб на работу перевозчиков неу-клонно растет. Автобусы, которые бесплатно возили работников комбината до цехов, постепенно перестают работать. С начала февраля работу прекращают еще 10 заводских маршрутов, и металлургам становится все сложнее добираться до рабочего места вовремя.

-До апреля мы должны обеспечить 100% охват собственными силами. Не будет подрядных автобусов, работники «Qarmet» будут передвигаться на общественном транспорте, и вы должны быть к этому готовы, – говорит аким города Галым Ашимов.

Готов ли город к наплыву пассажиров, о котором так мечтали перевозчики? Несколько лет они жаловались, что без работников комбината пассажиропоток существенно снизился.

-Транспорт довозил людей от дома до цеха, и они привыкли к этому. Кто жил здесь в советское время, знает, сколько людей работало на заводе, и как-то же их перевозили. Сейчас количество людей в городе не увеличилось, но они разбаловались. 10 минут подождет на остановке и уже начинает жаловаться. А когда начинаешь разбираться, оказывается, что буквально минуту назад автобус уехал, и получается этот промежуток. А человек начинает скандалить: где ваш интервал, я жду 10 минут, — говорит Андрей Нам.

Между тем, по настоятельным просьбам трудящихся маршрут №3 продлили в сторону ЛПЦ-2 и «Инкар». С этого года автобус ездит по обновленному маршруту, схема пока находится в процессе подписания, но перевозчик обещает опубликовать ее и разместить в салонах автобусов. Также металлурги написали письма в профсоюз «Жақтау» с просьбой продлить маршрут №3 до цеха обжига извести, хотя бы в самые пиковые часы. Сейчас сотрудники аглопроизводства вынуждены добираться до рабочего места с пересадками без трамвайного движения и отмененных автобусов АО «Qarmet». В письмах отмечается, что в рабочих коллективах растет социальная напряженность.

В сфере пассажирских перевозок также наблюдается напряженность. Перевозчики сталкиваются с нехваткой субсидий и проблемой неоплаченного проезда. Заместитель руководителя ОЖКХ Акылжан Уахитов отмечает, что в этом году из местного бюджета было выделено 35% на субсидирование. Это связано с ограниченным бюджетом.

Руководитель отдела пассажирских перевозок Жанаргуль Мусина, обращает внимание на снижение уровня оплаты со стороны пассажиров. Она призывает граждан проявлять сознательность и гражданскую ответственность, чтобы не допускать проезда без оплаты.

По словам перевозчиков, лишь 10% неоплаченных поездок удается выявить. Кроме того, существует проблема с бесплатным проездом для детей: многие школьники не прикладывают карту к валидатору, что приводит к тому, что перевозчик не получает компенсации. Также были замечены случаи, когда родители использовали детские карты для оплаты проезда.

Представитель ОЖКХ сообщил, что вопрос о введении контролеров «Онай» рассматривается на уровне области. Тем временем перевозчики планируют продолжать поднимать вопросы об увеличении субсидирования или повышении тарифа на совещаниях. Они нуждаются в обновлении автопарка, выплате зарплат сотрудникам, а также в покрытии растущих расходов на ГСМ.

Из хороших новостей: в этом году ОЖКХ обещает наконец разместить расписание автобусных маршрутов на остановочных павильонах.

-Расписание было размещено на сайте в прошлом году. Затем было дано поручение разместить его на остановочных павильонах, но для изготовления табличек требуются бюджетные средства. Эти средства будут заложены при уточнении бюджета, и в строительный сезон расписание будет размещено на всех павильонах. Некоторые водители автобусов уже начали размещать информацию в салонах, — отметил Акылжан Уахитов.

Сергей Баданин