Темиртаусцы массово распространяют видео, где на большегрузной машине в Темиртау доставляют корпус нового трамвая. А чуть позже в Сети появилось и фото, где экологически чистый вид транспорта предстал во всей красе. Восстановление трамвайного движения в городе металлургов взяло на себя градообразующее предприятие.
Трамвайный парк в Темиртау начал свою работу в 1959 году. В лучшие свои времена транспорт перевозил горожан по четырем маршрутам. С 2005 по 2013 годы начали постепенно закрывать движение по направлениям №1 (от цеха обжига в Старый город), №2 (цех обжига — КХП) и №3 (Старый город — 8 микрорайон). В итоге на линии остался только один действующий маршрут №4, и тот прекратил свое движение в январе 2023 года.
«В настоящее время проводится техническое обследование трамвайного парка. Оно включает в себя обследование всей инфраструктуры, подвижного состава, рельсового хозяйства и контактной сети. Также будут обследованы здания и сооружения депо», — сообщили в ТОО «ТАА», дочернем предприятии на тот момент иностранного инвестора.
Жители города металлургов стали бить тревогу. 28 марта прошлого года активисты опубликовали в Интернете петицию, адресованную Президенту страны.
«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! К вам обращаются жите-ли Темиртау Карагандинской области. Нашему городу нужны трамваи, так как автобусы ходят неисправно. Выбросы и выхлопные газы загрязняют окружающую среду и портят экологию. Большинство людей поддерживают этот вид общественного транспорта и переживают за судьбу трамвая. Исчезновение вагонов с линии может стать началом конца, но мы надеемся, что это временно».
Какова судьба трамвайного парка? На этот вопрос не раз приходилось отвечать администрации города. Власти в этом вопросе имели твердую позицию: не дать трампарку кануть в историю. В конце 2023 года на смену АО «АрселорМиттал Темиртау» пришел новый казахстанский инвестор, которому в ведение перешел и трамвайный парк. В одной из социальных сетей новый собственник разместил информацию о том, что в рамках ознакомления было изучено текущее состояние цеха, подвижного состава и маршрутной сети.
«Ранее уже проводилась техническая экспертиза, где сообщалось об изношенности железнодорожных путей. Первичный осмотр свидетельствует также о непростом положении депо. Однако важно понимать, что трамвай является не просто значимым элементом экологического пассажирского транспорта города, но и достопримечательностью Темиртау», — сообщили в АО «Qarmet».
В середине апреля 2024 года темиртаусцы заметили сдвиги в этом вопросе.
С летнего периода активно велись работы по замене железнодорожного полотна и сегодня в тестовом режиме проведен пробный объезд транспорта.
Отметим, что первый трамвай введен для проверки дорожной и электрической инфраструктуры. Регулярное сообщение будет осуществлено до конца текущего года после проведения всех соответствующих тестовых испытаний.
Всего в темиртауское сообщение войдет 8 новых и современных вагонов, каждый из которых выполнен в индивидуальном дизайне. Здесь будут иллюстрированы цеха и производства комбината. Тематика одного из вагонов будет посвящена самому городу Темиртау.
Новые трамваи представят высокий уровень комфорта, благодаря наличию кондиционера, отопителя салона и LED-освещению. Это обеспечит пассажирам комфортную поездку даже в самых сложных погодных условиях. Кроме того, новые трамваи оснащены необходимыми системами безопасности и управления, оборудованы тремя дверьми, низким уровнем пол и откидным пандусом, что обеспечит удобный доступ пассажирам с особыми потребностями.
Вместе с тем «Qarmet» совместно с УЦ КГКП «Темиртауский высший политехнический колледж» объявляет также о наборе на программу обучения водителей трамваев с гарантированным трудоустройством. Первую группу из 12 человек планируется запускать уже в октябре полностью за счет средств компании.
Появление трамвая — не просто транспортное улучшение. Это символ прогресса и приверженности к устойчивому развитию и гордости за город металлургов. Он соединит районы, предоставит более удобные и доступные транспортные услуги и сделает Темиртау еще более привлекательным для жителей и гостей.
Сергей Баданин