К 80-летию Первой Казахстанской стали

Как известно, на Казахском заводе (СПП) работало много трудовых семейных династий. В этом материале мы решили рассказать о династии Гнедовых, которая берет свое начало в далеких 1940-х годах. Ее представители – супруги Сергей Иванович и Галина Ивановна Гнедовы в настоящее время вместе с детьми проживают в России, но они с удовольствием поделились воспоминаниями о работе на мартене.

Трудовая семейная династия Гнедовых началась с родителей Сергея Гнедова, которые пришли на Казахский завод в 1947 году. Отец – Иван Иванович сначала работал мастером на телефонной станции, а, после окончания химико-механического техникума стал мастером-энергетиком, и дошел до замначальника энергоцеха. Мама – Евдокия Ивановна трудилась мотористом на насосной станции, которая располагалась возле мартеновского цеха, до самой пенсии. Брат отца, Василий Иванович, работал в проектном отделе заводоуправления. Тетя, Татьяна Ивановна — в прокатном отделении: она разделяла листы металла. Для женщин это была физически тяжелая работа.

Сестра Сергея Ивановича — Татьяна Арбуз (по мужу) пришла на СПП обмотчицей в энергоцех, занималась перемоткой двигателей. Брат, Виктор Гнедов, был мастером КИП и А. Работал на СПП и двоюродный брат Владимир Михайлович — помощником машиниста тепловоза. Все перечисленные представители семейной династии связали свою жизнь с Казахским заводом, который с 1970 года стал называться Сортопрокатным производством.

Сам Сергей Иванович Гнедов пришел на производство в 16 лет: устроился электриком в литейно-механический цех. После службы в армии, в 1973 году он вернулся на прежнее место работы, а вскоре перешел в мартеновский цех №2 СПП подручным сталевара. Начинал в одной бригаде со сталеваром Павлом Овчаренко. Вместе с ним, после победы в соцсоревновании Сергей Иванович принимал участие в юбилейной плавке, посвященной 30-летию со дня выпуска Первой Казахстанской стали в 1974 году.

Мастером в мартеновском цехе в то время был прославленный металлург Олжабай Иманбаев. Бригада, в которой трудился Сергей Гнедов, была очень дружной: все друг другу помогали, выручали, если было нужно. Коллектив был по-настоящему сплоченным.

Сергею Гнедову довелось поработать с еще одним отличным сталеваром – Героем Социалистического Труда Елеманом Байгазиевым. Он был очень старательным и ответственным человеком, работал наравне со всеми и никогда не кичился своими званиями и награда-ми. О мартеновском цехе и его работниках у супругов Гнедовых остались только положительные воспоминания. Они до сих пор дружат с людьми, с которыми познакомились за время работы на мартене.

До первого подручного сталевара Сергей Гнедов поднялся очень быстро, но сам сталеваром не стал, так как никогда к этому не стремился. Он с большой ответственностью выполнял свою работу, и она ему очень нравилась.

После закрытия СПП Сергей Иванович перешел сварщиком на комбинат, в цех товаров народного потребления. Редкую специальность «сварщик-водолаз» представитель большой семейной династии получил еще в армии, во время службы на флоте, поэтому окончить курсы и стать обычным сварщиком для него не составило особого труда.

Жена Сергея Ивановича — Галина Ивановна после окончания Химико-механического техникума сна-чала по распределению работала в Усть-Каменогорске. Вернувшись в Темиртау в 1972 году, она устроилась на комбинат, в ЦЗЛ. В 1981 году Галина Ивановна перешла на СПП, машинистом крана в мартеновский цех №2 – туда же, где работал ее муж.

-В ЦЗЛ почему-то упразднили должность техника, и меня перевели лаборантом четвертого разряда. Я потеряла в заработной плате, решила, что меня это не устраивает, окончила курсы машинистов крана и перешла на мартен, — говорит Галина Гнедова. – Конечно, условия труда были тяжелые. Но, когда я работала в лаборатории, мне тоже приходилось непросто. Я выходила в смену, работа была очень напряженной, ответственной. Так что, считаю, я ничего не потеряла. И, притом, мне с детства нравилось возиться со всякой техникой. Мы с мужем дружили с детства, и я помогала ему разбирать двигатели, поэтому на кран перешла с удовольствием.

Галина Ивановна работала машинистом крана до закрытия СПП, а после перевелась в охрану. Там она трудилась до переезда в Россию.

На СПП пришла и средняя дочь Сергея Ивановича и Галины Ивановны: в 1993 году, после 11-го класса она устроилась сначала в хозбригаду, а, после окончания курсов стала машинистом крана во все том же втором мартеновском цехе. Правда, в связи с закрытием производства на мартене она работала недолго.

-Когда мы узнали о том, что СПП остановят, нам было так оби-дно, что словами не передать, — говорит Галина Ивановна. — Было не- понятно, для чего закрывать завод, который единственный в Казахстане выпускал сортовой прокат? Люди на СПП были друг другу как родные, и все это разрушить? Конечно, сейчас мы стараемся вспоминать только хорошее: наши бригады, прекрасные отношения между работниками, всех тех, с кем мы познакомились на СПП. Мартен невозможно забыть, и мы рады тому, что нам повезло работать там.

Кира Щербакова